Пятница, 22 ноября 2024

Анна Мельникова

Почём идея?

«Грумант» первым в России разработал экстракт черники с содержанием антоцианидинов 25%.

Фото: ООО «Грумант»

Разработчики инновационного изделия или новой технологии могут получить средства на их выпуск

Запустить в производство перспективные разработки новгородских молодых учёных и предприятий помогают гранты Фонда содействия инновациям (ФСИ). За последние три года сумма поддержки для их реализации возросла в области в девять раз. За первую половину этого года размер финансирования составил почти 25 млн рублей. И, по словам министра промышленности и торговли региона Ильи МАЛЕНКО, это не предел — количество одобренных инновационных проектов будет увеличиваться.

— Илья Сергеевич, с чего должен начинаться путь разработчиков?

— Необходимо обратиться в региональное представительство ФСИ. В нашей области оно осуществляет свою деятельность на базе Новгородского центра развития инноваций и промышленности. Там ответят на вопросы о текущих конкурсах Фонда и процедуре подачи заявок. Особенность участия в программах ФСИ заключается в том, что к рассмотрению допускаются разработки как юридических, так и физических лиц. Центр помогает определиться с выбором программы, проверить заполнение заявки по формальным признакам и собрать требуемые письма поддержки.

— Какой размер гранта определён для претендентов?

— Сумма зависит от масштаба проекта и личности того, кто над ним работает. Например, для молодых учёных в возрасте до 30 лет — это программа «УМНИК». В ней могут участвовать проекты как от команды, так и от одного человека. Авторы получают на реализацию полмиллиона рублей: на первом этапе это 300 тысяч рублей, на втором — 200 тысяч рублей. Это не заём, а целевые деньги, за которые потом надо будет отчитаться. Один из самых крупных грантов от ФСИ в этом году получило предприятие «Грумант», специализирующееся на производстве экстрактов, — 18 млн рублей. Эти деньги будут использованы на коммерциализацию инновационного продукта — экстракта черники порошковой формы.

— Не менее важно ещё на нулевом этапе понять, какое исследование имеет потенциал, а какое — нет. Какие у Центра приоритеты?

— Он работает по принципу «открытых дверей», рассматривает все проекты. Более того, он ещё и отслеживает инициативы, которые могли бы войти в программы ФСИ. Так, проект нейронной сети для определения наличия когнитивных нарушений посредством бинауральных биений реализовывался сначала в рамках программы «Кадры будущего для региона» Агентства стратегических инициатив, а потом он получил грант «УМНИКа».

— Участниками программы «УМНИК» становятся даже школьники. Не рановато ли?

— Приём заявок на «УМНИК» начинается с 18 лет, но есть отдельные программы Фонда, в которых могут участвовать и школьники. Например, в конкурсе «УМНИК-Капитаны» грант выиграл 16-летний школьник. Он разработал систему по выявлению состояния здоровья и усталости водителей с обеспечением безопасности. И это здорово, когда в столь юном возрасте появляется возможность сотрудничества с видными представителями деловых кругов и науки. Молодые люди получают новые знания и компетенции, чувствуют вкус государственной поддержки. Новый приём заявок на «УМНИК» уже открыт и продлится до 18 октября.

— Какие инициативы наиболее востребованы у ФСИ?

— 90% проектов имеют прикладные направления. Преимущественно подаются заявки по направлениям информационных технологий и медицины. Наиболее востребованы междисциплинарные проекты.

— Существует ли у Центра фильтр для отсева проектов?

— Конечно. Защиту проектов проводят сотрудники Центра с региональным экспертным жюри. У каждого проекта оцениваются инновационность и коммерческий потенциал, но важна и грамотная подготовка документов. Все проекты с нашей оценкой попадают в центральный аппарат ФСИ, который и выбирает лучшие. А дальше — их реализация, которую корректно контролирует Центр. Также он помогает, если это нужно, выйти на структуры исполнительной власти, бизнеса.

— Есть ли проекты, что были одобрены ФСИ, но которые так и не реализовались?

— По условиям программы авторы проектов обязаны довести их до реализации. Если этого не произошло, то тогда необходимо вернуть деньги в Фонд. Но у нас за три года подобных случаев не было.