Воскресенье, 05 мая 2024

Мария Клапатнюк

«Рыжа да чиста»

В XVI веке, по отзывам иностранцев, «лучшая соль и в большом количестве добывалась в Старой Руссе, где было много солеварен».

Фото: Андрея ПОТАПОВА

Новгородчину на первом национальном конкурсе «Вкусы России» представит соль из Старой Руссы

Старорусский бренд «Соль рушанина» примет участие в первом национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организованном Минсельхозом России.

Основная цель нового конкурса — рассказать потребителям об уникальных продуктах в регионах государства, чтобы не только местные жители, но и вся Россия смогли открыть для себя широкий спектр вкусов продукции страны.

По итогам конкурса лучшие бренды попадут в масштабную карту вкусов России и впоследствии получат комплексную поддержку Минсельхоза.

В оргкомитет конкурса поступило свыше 400 заявок из более чем 70 субъектов страны. Новгородчину на первом конкурсе будет представлять старорусская соль — продукт по-настоящему уникальный. Старорусская минеральная вода богата железом и кремнием, оттого выпаренная из неё соль получается желтоватого цвета, крупная и до жгучести солёная. Ещё в летописях писали, что она «рыжа да чиста». Рыжа — потому что в ней присутствуют соли магния и калия, а чиста, потому что растворяется в воде без остатка.

Толчком для возникновения эксклюзивного бренда послужило строительство в Старой Руссе в октябре 2014 года солеварни — главного символа интерактивного музея «Усадьба средневекового рушанина». Как и тысячу лет назад, соль здесь получают с помощью выпаривания воды старорусских минеральных источников. Именно начало солеварения стало причиной возникновения самого города Старая Русса в X–XI веках.

Как рассказали в региональном минсельхозе, условия конкурса «Вкусы России» сформулированы таким образом, что участвовать в нём могут именно региональные бренды, которые отличают передаваемые из поколения в поколение традиции изготовления, принадлежность к культуре и истории конкретного места и неизменное качество. Такие, например, как «башкирский мёд» или «вологодское масло», а не конкретные товаропроизводители. Именно поэтому на первом конкурсе представителем региона выбрана старорусская соль. Но в дальнейшем присутствие новгородских брендов на «Вкусах России» планируется увеличить.

— У нас, в Новгородской области, немало производителей, чья продукция достойна звания «Национальный бренд». К примеру, заявка на участие в конкурсе наших холынских огурцов пока находится на рассмотрении, но мы знаем, что это — настоящая новгородская легенда: ещё в 2007 году холынский огурец отпраздновал своё 500-летие. В следующем году мы представим на конкурс больше заявок. Появляются новые бренды, которые создают наши фермеры: к примеру, в Демянске на кондитерской фабрике «Княжегорье» есть хорошие наработки, интересную историю про новгородский мёд могут рассказать наши пчеловоды, — отметила министр сельского хозяйства Новгородской области Елена ПОКРОВСКАЯ. — Участие новгородской продукции в конкурсах такого уровня и любая поддержка, в том числе и информационная, — это плюс и возможность выйти на новый уровень.

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР:

Стало известно, что жюри конкурса одобрило вторую заявку от Новгородской области. Представлять наш регион на «Вкусах России» будут «Соль рушанина» и «Холынские огурцы».