Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Кошкин дом,

Высшая степень удовольствия.

Фото: из архива Татьяны Афанасьевой

или Как ферма стала фирмой

Интересная штука — лежанка: один на ней лежит, а другой с неё зарабатывает. Например, супругов Афанасьевых из села Молвотицы она кормит уже лет десять. Татьяна и Николай заняты тем, что обустраивают быт домашних питомцев. Изготавливая самого разного вида лежаки, пуфики, когтеточки, табуретки и, представьте себе, игровые комплексы.

Как успехи?

— С прицепом! — отвечает Николай Борисович. — Чтобы отвезти товар, одной только машины, как раньше, теперь бывает мало.

— У нас же — фабрика! — добавляет Татьяна Александровна.

И где же конвейер?

— А вот, — показывает, — когда-то там стояла корова, нынче же — мы.

Когда-то Афанасьевы жили, как они говорят, как все. Ну, чтобы и молочко, и мясо были. Имели, в общем, скотинку. А теперь — только животинку. У нас тут, объясняют, давно уже не держат ни коров, ни свиней. Хлопот много, а выгоды — кот наплакал. Хватит уже ему переживать, пусть себе живёт. Ну и собака. Обычный деревенский комплект.

Но однажды, взглянув на эту непродуктивную пару, супруги поняли: идея! К тому времени Татьяна интереса ради наловчилась шить пуфики. А Николай Борисович в связи с новым этапом развития лесной отрасли в отдельно взятом Марёвском районе обнаружил, что заработки стали не те. Ну и пошло дело: она — кроит да шьёт, он — пилит да постукивает.

Очень кстати пришёлся районный грант, а за ним подтянулся и областной — в поддержку креативной экономики.

Дело налажено. Даже за исходным материалом ездить не надо — поставщики привозят. Недавно прибыла бязь. Из Иванова! Каково? Два раза в месяц молвотицкий товар разъезжается по разным адресам, обычно это ветаптеки. Опять же вовсе не одни только новгородские. Ленинградские Кириши, тверские Бологое и Вышний Волочёк, псковское Дно...

В общем, только успевай. Заболеть? Ни в коем разе!

— На днях обязательно поедем прививаться, — между делом рассказала Татьяна Александровна. — Если ковид одолеет, мы же поставки можем сорвать.

Благодаря известности афанасьевской «фабрики» хватает заказов и в частном порядке. Татьяна Александровна вспомнила про пенсионерку, которая такой чертёж представила, будто всю жизнь работала архитектором и проектировала дома для кошек. Ясно же, что у каждой хозяйки Мурка (или как её там?) — яркая индивидуальность.

Что касается пёсиков, то для них Николай Борисович всегда готов смастерить «будку в деревне» по индивидуальному проекту.

Конкуренции практически нет. Спрос — грех жаловаться. А наперёд? Да и наперёд, кошки же не коровы, чтобы их стало невмоготу содержать. И всё равно, а мало ли? Так вот, у супругов Афанасьевых есть запасные варианты. Например, что-то вроде мини-центра помощи пожилым людям. Действительность такова, что порою некому даже розетку заменить в доме у старика. А дров наколоть?

— Где-где, а в нашем районе дрова — это надолго, — уверен Николай Борисович.

Людям нужна экономика, экономике нужны люди. Замкнутый круг, по которому вряд ли будет протянут газопровод. А жить надо. Значит, надо вертеться, придумывать что-то нестандартное. Вот у них, Афанасьевых, получается. И сами молодцы, и то, что их таких увидели и поддержали, тоже здорово. Достаточно ли этого для общего креатива? Если бы я был котом, то уверенно сказал бы: «Мяу!».