Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Стакан молока

В 2019 году «Лактис» начал серийное опытно-промышленное выделение биоаналога человеческого лактоферрина из молока коз-продуцентов.

Фото: из архива «Лактиса»

Новгородский «Лактис» — на пороге решающего этапа в уникальном проекте по производству биоаналога человеческого белка лактоферрина

Новгородская компания «Лактис» приступила к новому этапу реализации уникального проекта по производству биоаналога человеческого белка лактоферрина, обладающего мощнейшими бактерицидными способностями. Сегодня только в России смогли создать и запатентовать технологию его получения. Её разработали и реализовали учёные Института биологии гена Российской академии наук и специалисты новгородского предприятия. Научное открытие, родившееся в сотрудничестве московских учёных и механиков и технологов «Лактиса», открывает широчайший спектр применения.

Естественная защита

Лактоферрин, который находится в молоке практически всех млекопитающих, в том числе человека, не является для науки секретом. Защитные свойства этого природного препарата для иммунной системы известны. Уникальность проекта, в котором уже более 10 лет работает «Лактис», в том, что на предприятии готовы производить биоаналог не животного, а человеческого лактоферрина, который обладает удивительными ресурсами для профилактики и лечения множества заболеваний и может применяться в самых разных сферах медицины и фармации.

Разработка технологии выделения биоаналога человеческого лактоферрина стартовала в 2003 году в рамках совместной программы Союзного государства.

Всё началось в 2003 году, когда президент Владимир Путин, который на тот момент возглавлял Совет министров Союзного государства России и Беларуси, утвердил ряд совместных программ, среди которых и программа по созданию аналога лактоферрина. Союзные государства приняли решение финансировать её вместе. На разработку в общей сложности направили уже более 560 млн рублей. С российской стороны в общей работе участвовали ведущие научно-исследовательские институты, а предприятием, на базе которого планировалось наладить производство белка, стал молочный комбинат «Лактис».

— Почему начали такую работу? Было понимание, что программа по улучшению демографической ситуации должна иметь комплексный характер, — рассказывает генеральной директор управляющей организации «Никон» агрохолдинга «Лактика» Равиль ДАУТОВ. — Речь идёт не только о строительстве перинатальных центров, запуске программы материнского капитала и других инициативах. Важное значение имеют также правильное питание и использование эффективных лекарственных препаратов. Задумались и о создании источника аналога белка лактоферрина, содержащегося в женском молоке. Искусственное вскармливание не позволяет обеспечить ребёнка естественным лактоферрином и защитить его от множества различных заболеваний, в том числе и тяжёлых. Не зря младенца сразу после рождения прикладывают к груди матери, чтобы он с первым глотком воздуха сделал и маленький глоточек молозива, в котором содержится бактерицидный белок лактоферрин. Это природное лекарство, защищающее дитя от новой для него внешней микрофлоры. Пока мама кормит малыша грудным молоком, его иммунная система крепнет и подстраивается под внешнюю среду. Со временем количество лактоферрина в молоке женщины уменьшается, но и в этом случае оно защищает ребёнка.

От онкологии до косметологии

По словам Равиля Даутова, биоаналог человеческого лактоферрина должен стать очень эффективным инструментом, который можно применять в различных направлениях медицины — от онкологии до косметологии. Он необходим не только детям, но и взрослым.

— Результаты применения биоаналога лактоферрина были ошеломительными! — говорит Равиль Даутов. — Если человек принимает всего 100 миллиграммов капсулированного лактоферрина в день, его иммунная система усиливает свою работу в 7–8 раз. Это особенно важно во время переходного и сложного для многих периода после окончания зимы, когда фиксируется наибольший рост вирусных заболеваний. Если спортсмену давать 500 миллиграммов такого белка, то его скакательная мышца усиливает работу в 10 раз. Всё это данные исследований, проведённых нашими медиками. Такой белок убивает всю устойчивую к антибиотику микрофлору, которая сегодня известна, эффективно борется с внутрибольничными инфекциями. К примеру, золотистым стафилококком — проблемой многих российских роддомов. Весь мир занимается разработкой технологии выделения человеческого лактоферрина, и только нашей стране это удалось!

100 мг капсулированного лактоферрина в день усиливает иммунную систему человека в 7–8 раз.

Учёные уже доказали эффективность лактоферрина при оказании помощи пациентам, получившим серьёзные раны и ожоги. Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени Вишневского и Сеченовский университет в Москве разработали пластырь с использованием лактоферрина для больших раневых и ожоговых травм. Он противостоит появлению гноя и усиливает кожеобразование. Различные биологически активные добавки, лекарственные препараты с использованием аналога лактоферрина проходят сейчас доклинические и клинические исследования в России.

— Очень хорошие результаты при применении лактоферрина получили в борьбе с остеопорозом, в гинекологии и стоматологии, его хотят применять в армии и космосе, — перечисляет Равиль Даутов.

Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:

– Я готов полностью поддержать программу, поскольку для Новгородской области это — рабочие места на АО «Лактис», налоги и экономическое развитие. Тем более что у этого продукта действительно есть серьёзные перспективы.

Специальная коза

Чтобы принять участие в таком масштабном проекте, на «Лактисе» открыли отдельный цех, где установили оборудование для получения биоаналога лактоферрина, и в 2013 году впервые в мировой истории выделили этот белок и отдали его научно-исследовательским институтам для проведения исследований и испытаний. В 2019 году было начато его серийное опытно-промышленное выделение из молока коз-продуцентов. В общей сложности за прошедшие годы в опробование и развитие новой технологии «Лактис» вложил более 250 млн рублей.

Технология производства, разумеется, является секретной информацией. Известна лишь общая цепочка, которая начинается в Псковской области, где находится козоводческое хозяйство предприятия. Здесь содержатся более 1600 коз популярной во всём мире зааненской породы. Около 100 из них выращены с помощью генно-модифицированной технологии и дают молоко, которое содержит тот самый биоаналог человеческого лактоферрина. Его доставляют в Великий Новгород, где сначала сепарируют, отделяя жир, а затем выделяют лактоферрин и сушат его. Далее его можно использовать в разных формах — в зубной пасте, креме для лица, пластыре, йогурте, биологически активной добавке, капсуле…

— Не стоит опасаться генно-модифицированных технологий, — поясняет Равиль Даутов. — Сегодня все инсулины и интерфероны, которые дают детям с рождения, производят с помощью генно-модифицированных микробов. Биоаналог лактоферрина — не генно-модифицированный продукт, это продукт от генно-модифицированного организма.

Сейчас руководство «Лактиса» подступило к решающему этапу многолетней работы — необходимо построить животноводческий комплекс, где можно содержать 30–50 тысяч и более коз, которые будут давать нужное предприятию молоко. Это значит, что нужны большие площади под поля для заготовки кормов. Среди территорий-кандидатов, где планируется создать такое производство, — Батецкий район. В Псковской области останется маточное стадо.

— Всё это, конечно, потребует немалых вложений, необходимы будут кредитные средства, — говорит Равиль Даутов. — Мы планируем привлекать инвесторов и сотрудничать с фермерскими хозяйствами. В частности, по заготовке кормов.

В ноябре 2020 года инициатива «Лактиса» по производству аналога человеческого лактоферрина по распоряжению российского правительства была включена в перечень инвестиционных проектов, которые будут развивать страну в период до 2030 года.