Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

На гребне волны

До конца года в тресте планируют обустроить пространство для резидентов.

Фото: ВК «Креативное пространство «Трест»»

В новгородском технопарке «Х10» строят амбициозные планы и не боятся кризиса

В декабре 2018 года на территории новгородского «Треста зелёного хозяйства» открылся бизнес-инкубатор «Х10». Следующим шагом стало создание одноимённого технопарка. Сегодня на его территории развиваются восемь резидентов. А в перспективе на основе технопарка к 2023 году должен появится креативный хаб — пространство, объединяющее предприимчивых людей, которые работают в творческой и культурной отраслях. Крупных и мелких задач у технопарка множество, как и направлений работы. О них корреспонденту «НВ» рассказал учредитель ООО «Новзеленхозцветы» Сергей ТЯН.

Сергей, слежу в соцсети за работой креативного пространства «Трест», одной из площадок технопарка, и удивляюсь разнообразию деятельности: экофорум, творческий завтрак, кино в теплицах, цветочное шоу, тату-вечеринка, приём гостей проекта «Архипелаг». Совмещать очень разное — это попытки найти границы деятельности или чёткий план?

— Согласен, что со стороны сейчас мы выглядим немного пёстрыми, но это потому, что отрабатываем различные гипотезы, то есть находимся в рабочем процессе. Мы и ещё девять российских площадок — финалисты федеральной программы RurbanCreativeLab. Это лаборатория по созданию креативных пространств в стране. Заметьте, именно лаборатория: не акселератор, не тренинг. Вот мы и экспериментируем в области создания мест, где люди учатся результативно общаться. Это содружество бизнеса, творческих людей и власти.

На мой взгляд, не самое типичное содружество?

— Да! И в этом тоже есть доля эксперимента. Мы быстро двигаемся вперёд и не всегда точно знаем, что именно получится на финише.

А что должно получиться?

— Должна получиться комфортная локация, где люди смогут вести диалог и развивать бизнес, свой творческий потенциал, потенциал города, страны, формировать договорные отношения.

Вы стартовали три года назад. Что произошло за это время? 

— Мы провели серию встреч разного масштаба. Осенняя «Маджента» выросла до крупного фестиваля. А началось всё просто с соседства и плодотворного сотрудничества малого бизнеса на территории. Мы для себя открыли, что можно между командами совместно изучать бизнес-инструменты, делать мероприятия. Соседи стали подтягиваться. На «Мадженте» разные наши резиденты, то есть арендаторы, вовлечённые в жизнь пространства, предложили поводы для рассказа о себе. Мы объединились. В итоге появилось сообщество, которое сделало большой фестиваль.

Каков выхлоп от таких событий?

— Я под выхлопом понимаю прибыль. И у любого проекта должна быть финансовая модель. Мы тоже её составляем. Но в данной ситуации материальная история — не первоочередная цель. Деньги — естественное средство для реализации задуманного, и все наши мероприятия в будущем не должны быть убыточными. Этому будет способствовать содружество бизнеса и креативщиков. Нынешняя цель — познакомиться, найти контакты, научиться работать вместе. В этом мы преуспели.

А чем занимаются ваши резиденты сейчас? 

— Направление нашей деятельности не слишком типично: это экология, бьюти-индустрия, флористика, декор, дизайн. Концепция эко-бьюти-кластера уникальна не только для Новгородчины, но и для страны в целом.

Всё это очень любопытно и привлекательно, но насколько перспективно в нынешнее ковид-время? Когда для многих представителей бизнеса, да и клиентов, главное — свести концы с концами? 

— На нашей площадке мы говорим о развитии. Поэтому и к кризису стараемся относиться как к возможности: когда привычный уклад накрывает волна, наша задача — выбраться на её гребень.

Сергей ТЯН:

– Главная задача технопарка «Х10» — создание комфортной среды для коммуникаций, развития бизнеса и социума. Что, в свою очередь, поспособствует уменьшению оттока молодёжи из региона.

Что ваша площадка может дать горожанину? 

— До конца года нам важно обустроить пространство для резидентов. Но ведь у них есть своя аудитория: клиенты — как раз рядовые новгородцы. Они — наши гости. Мы хотим, чтобы это были и местные семьи, и гости региона. Для них мы, совместно с резидентами, уже построили детскую площадку. То есть мамы-папы могут приходить к нам с детьми и решать свои вопросы, не беспокоясь о досуге ребёнка. Одной площадкой дело, конечно, не ограничится. В скором времени планируем построить и большую сцену, крытую от дождя, на которой будет возможно проводить серьёзные встречи. Если же говорить о перспективах, то на следующий год мы хотим стать центром притяжения в городе. После традиционной программы городских визитов: Кремля, Ярославова Дворища. И планируем серьёзно отличаться от типичных представлений о городе.

На мой взгляд, вы уже ассоциируетесь скорее с питерским «Севкабелем» или «Этажами» нежели с новгородскими локациями. Кто занимается развитием? 

— С проектом нам помогала московская команда дизайн-завода «Флакон». Местный, новгородский, коллектив проекта в основном молодой. Но есть у нас и сотрудники, которые работают в «Тресте зелёного хозяйства» по четыре десятка лет. Они — носители корпоративных традиций, мудрости, накопленной коллективом. И нам это очень нравится.

Есть ощущение, что значительная часть новгородцев узнает вас благодаря уже упомянутому «Архипелагу 2121», масштабному проекту, который идёт в городе и доберётся до вас в начале августа.

— Да, мы рады, что проект Агентства стратегических инициатив будет работать и на наших территориях. С 4 по 10 августа в «Тресте» пройдёт обучение, запланированы и вечерние программы. Мы постараемся сделать концептуальным каждый вечер: в программе появится день театра, день творчества и ремесленничества, welcome-день. Мне кажется, это будет первым масштабным проектом на нашей площадке. Самая сложная задача — потом не сбавить обороты.

Теги: Великий Новгород, бизнес, технопарки, пространство Трест