Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Литературные инвестиции

Имя Виталия Бианки стало отправной точкой в наполнении отеля.

Фото: Валентины СПИРИДОНОВОЙ

Новгородские рестораторы и отельеры сделали русскую классику выгодным вложением 

Наверняка не ошибёмся, если скажем, что многие из нас любят сделать чай с вкусняшками и устроиться поудобнее на диване или в кресле с хорошей книгой. Не всегда это получается, но если удаётся, то вечер превращается в праздник.

А что если делать то же самое за столиком в кафе? Или в номере гостиницы после наполненного делами дня? Литература и бизнес могут прекрасно дополнять друг друга. И истории некоторых новгородских компаний это доказывают.

Один из главных трендов — использовать имена известных писателей, литературных героев, тем самым привлекая более широкий круг клиентов — людей, которые хотят не просто переночевать в гостинице или перекусить в кафе, но и погрузиться в другую атмосферу, забыть о городской суете.

За бургерами к «Раскольникову»

В мире действуют сотни больших и скромных ресторанов, кафе, гостиниц с литературными именами. К примеру, в ресторане «Кафе Пушкинъ» в Москве можно увидеть большую библиотеку, в которой более 3 тысяч томов с изданиями от XVIII до начала XX века. Создатели ресторана «Гоголь» в Санкт-Петербурге на лестничной площадке повесили большую чёрную шинель, а в харьковском ресторане-трактире «Шарикоff» на первом этаже устроили столовую профессора Преображенского.

Можно долго и с увлечением продолжать этот список. А после того как в него включились и заведения из Новгородской области, он стал ещё длиннее. Одним из последних стало кафе в формате стритфуда «Раскольников» в Старой Руссе, которое открыли новгородец Артём Пирогов и его компаньон Алексей Михалишин.

Как ни удивительно, но оно стало первым заведением в городе Достоевского, позаимствовавшим имя героя всемирно известного писателя. Те, кто хорошо знаком с творчеством Фёдора Михайловича, конечно, удивятся: почему бизнесмены выбрали именно роман «Преступление и наказание», главным героем которого является Родион Раскольников, а не «Братья Карамазовы»? Ведь последний труд Достоевский создал именно в Руссе, сделав город прообразом описанного в произведении Скотопригоньевска. Как сказал Артём Пирогов, ему даже звонили из Дома-музея Фёдора Достоевского с этим вопросом.

У создателей кафе своя теория. Во-первых, как ни крути, а роман об убийстве старухи-процентщицы, которое совершил студент Раскольников, знаменит не менее чем история о Карамазовых. Во-вторых, Артёму и Алексею необходимо было уважить закон об авторских правах — в Петербурге уже есть ресторан «Братья Карамазовы», и у его владельцев могли возникнуть вопросы к «однофамильцам» в Старой Руссе.

И в-третьих, одно из главных орудий в романе Достоевского — топор — в кафе тоже играет роль основного инструмента. Конечно, в самых мирных целях. Здесь его используют для разделки мяса, которое является ингредиентом большинства блюд, так как новое заведение занимается приготовлением разного рода бургеров.

Впрочем, присутствует топор не только на кухне, но и на табличке входной двери в мужской туалет, а там, где должна быть буква «Ж», мы увидим женский силуэт с проломленной головой — прозрачный намёк на несчастную процентщицу.

Основатели кафе рискнули и сделали ставку на юмор. И, похоже, не прогадали. Артём Пирогов говорит, что в кафе приходят и горожане, и туристы всех возрастов. Предприниматели постарались сделать так, чтобы ни в интерьере, ни в меню литературного перегруза не было. К примеру, здесь пока можно отведать только два именных бургера, созданных бизнесменами по их собственному рецепту, — «Раскольников» и «Софья Мармеладова».

Бокал с «Письмом Татьяны»

В новгородском ресторане Marusya тоже предложили посетителям погрузиться в атмосферу классики — старой и новой. Вещественным символом этого служит наполненный томиками книжный шкаф в центре зала. Любой посетитель может устроиться в кресле с книгой в одной руке и литературным коктейлем в другой. Создатель барной карты ресторана был большим поклонником пушкинского наследия, и теперь меню здесь начинается со строфы из романа «Евгений Онегин».

В винной карте можно встретить имена героев самых известных произведений Пушкина и выбрать коктейль не только в соответствии с гастрономическими, но и литературными пристрастиями. Но перед этим тоже нужно будет запастись чувством юмора. Цените любовную лирику? Тогда лучше отведать «Письмо Татьяны». Боретесь за справедливость? «Дубровский» придётся вам по вкусу.

В июле и сентябре в Marusya прошли два вечера в формате литменю, позволяющего превратить самый обычный ужин в ресторане в неординарное событие. На первой встрече, посвящённой итальянской кухне, горожане смогли увидеть, как Гоголь готовит пасту по собственному рецепту, и попробовать лазанью — любимое итальянское блюдо Фёдора Достоевского.

Фото vk.com/marusya.rest

В сентябре зал ресторана стал сценой для нового кулинарного перформанса, темой которого была американская кухня. Встречу подготовили по мотивам путевых заметок Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка», написанных ими после поездки в США в 1935—1936 годах. Гости могли не только попробовать бургер по оригинальному рецепту и другие блюда кухни Нового Света, но и послушать живую музыку и вокал. С кулинарными привычками заокеанских любителей вкусно поесть гостей знакомил самый известный герой романов Ильфа и Петрова — Остап Бендер.

Метрдотель ресторана Евгений ЧЕРНЯХОВСКИЙ говорит, что в заведении хотят создать свою неповторимую атмосферу, и вечера в формате литменю помогают в этом. Такую необычную подачу посетители ценят — здесь можно подкрепиться и вкусной едой, и новыми знаниями. Во всяком случае, на сентябрьской встрече свободных столиков в зале не было.

Место с историей

Литературную тему в Великом Новгороде поддержал и новый отель «Бианки». Его открыли в особняке XIX века, принадлежавшем когда-то супруге почётного гражданина Великого Новгорода офицера Ивана Кобызского.

Имя Виталия Бианки, страстного ценителя неброской красоты новгородских пейзажей, автора многочисленных детских рассказов и сказок о животных, — почти синоним природы. Он провёл не одно лето на Новгородчине до и после Великой Отечественной войны.

— Для нас Виталий Бианки, как и для многих, — это мудрец с душой ребёнка, — говорит управляющая отелем Людмила ТИХОВА. — Думаю, такая характеристика максимально полно отражает и его характер, и его деятельность.

Знаменитая фамилия стала и названием, и отправной точкой в наполнении отеля. Здесь используют приглушённые зелёные и серые естественные цвета, растительные орнаменты, помогающие успокоиться и расслабиться. Превратиться в читателя можно уже на входе — у информационных табличек с рассказом о Виталии Бианки и особняке. Познакомиться с историей места можно и в информационных картах гостя, которые имеются в каждом номере.

На втором этаже в отеле обустроили книжный шкаф. На полках — русские классики, в том числе на иностранных языках. Книгу можно взять в номер, почитать после будних дел.

По словам Людмилы Тиховой, в отеле хотят поддержать атмосферу жизни и быта русской интеллигенции. Акварельные наброски и масляные копии работ художников Маковских, отца и сыновей, гравюры из старого английского справочника птиц в номерах помогают в этом.

По мнению управляющей, литературная тема помогает наполнить холлы, коридоры, номера уникальным содержанием. Оказываясь здесь, постояльцы перемещаются не только в пространстве, но и во времени, попадая то ли в своё детство, в котором им читали сказки Бианки, то ли в Новгород позапрошлого века. И всё это сочетается с современным комфортом.

— Мы открылись в декабре 2020 года, но у нас уже появились постоянные клиенты, — говорит Людмила Тихова. — Есть те, кто приезжает в Великий Новгород каждую неделю и всегда останавливается у нас. Мы к этому стремились, и это у нас получилось. Литература помогла нам наполнить отель позитивными эмоциями.

Пожалуй, это главное, за чем все мы отправляемся в путешествия. И чем интереснее и богаче будут наши эмоциональные приключения, тем больше нам хочется пережить их снова.