Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

Территория особого контроля

Сергей Баранов (справа) обсуждает с таможенными инспекторами план осмотра машин с грузами.

Новгородский таможенный пункт готовится к увеличению в наш регион грузопотока из-за рубежа

Многие из новгородцев даже не подозревают, что у нас есть таможня. А она успешно действует много лет, обеспечивая непрерывный процесс контроля за перемещениями по нашей территории товаров из-за границы и экспортных поставок.

В преддверии Дня таможенника РФ, который в этом году совпадает с 30-летием со дня образования этой федеральной службы, «НВ» побывали на Новгородском таможенном посту.

В условиях многозадачности 

Новгородский — один из 13 постов Санкт-Петербургской таможни. На нём производятся операции, связанные с документированием транзитных грузов, фактический контроль в отношении как поступающего в регион, так и убывающего товара, статистический контроль за перемещением поставок внутри стран ЕАЭС.

— В Новгородской области — около 200 компаний — участников внешнеэкономической деятельности, подавляющее большинство которых работают в регионе давно. Они приобретают в других странах оборудование, изделия, сырьё, необходимые для своего производственного цикла, отправляют продукцию зарубежным партнёрам и, естественно, знакомы с таможенными правилами, — рассказывает Сергей БАРАНОВ, начальник таможенного поста. — Сейчас подача и выпуск деклараций, уплата платежей производятся через центры электронного декларирования, что удобно для фирм и организаций. А на таможенном посту в Великом Новгороде мы проводим сверку заявленных в документах грузов с фактически находящимися в машинах товарами. Кроме того, следим за движением фур по так называемому транзитному плечу — от государственной границы до нашего поста, если именно он заявлен в документах как орган назначения agapas.ru.

Сергей Васильевич перечисляет страны, где новгородские компании производят закупки: Китай, Германия, Швеция, Чехия, Австрия, Франция, Сербия, Польша, страны Прибалтики. И куда экспортируют свою продукцию: Бразилия, США, Гонконг, Финляндия, Перу, Индия, Румыния, Таиланд, Израиль, Молдова, Китай, Швеция...

— Дел у новгородских таможенников хватает, — продолжает Баранов. — И это не только заполнение бумаг или электронных документов, мы больше с людьми общаемся — с участниками внешнеэкономической деятельности. Причём если речь идёт о вывозе новгородской продукции за рубеж, то зачастую контроль проводим не на территории поста, а в районах области — там, где фактически находится экспортный груз. Работаем в условиях многозадачности: анализируем, сопоставляем данные, принимаем решения. И постоянно повышаем свой профессиональный уровень.

При приёме на таможенную службу предпочтение отдаётся специалистам с таможенным, юридическим, экономическим образованием. Однако на Новгородском посту успешно работают педагоги и технологи, бухгалтеры, выпускники военных и других вузов.

Руководитель уточняет, что под участниками внешнеэкономической деятельности подразумеваются не только юридические лица, но и обычные граждане, ведь все посылки и письма, которые мы получаем из-за рубежа, тоже проходят таможенное оформление и контроль. А также автомобили с иностранными номерами, которые иногда покупают россияне.

— В ближайшие годы у таможенного поста станет больше работы, поскольку на территории региона официально образована особая экономическая зона. Известны якорные резиденты. Предполагаются три производственные площадки в Новгородском районе, строительство первой — в деревне Трубичино — должно начаться в следующем году, что потребует больших объёмов материалов и оборудования, в том числе поступающих из-за рубежа. И таможня готовится к производственному запуску ОЭЗ. Уже сейчас рассматриваем вопрос об увеличении периода нашей работы. Есть потребность и в кадрах. Ждём желающих.

Инспекторы проверяют целостность пломбы на фуре. Фото Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Оформить «с колёс»

Большегрузы с товарами, ввезёнными из других стран, ждут проверки на площадке Новгородской таможни.

На фактический досмотр идём вместе с главными государственными таможенными инспекторами Викторией КОШЕВАРОВОЙ и Андреем ДМИТРИЕВЫМ.

— У меня, можно сказать, — профессиональная династия: мама в прошлом трудилась на Новгородской таможне, и я, когда девчонкой была, часто к ней на работу приходила, — рассказывает Виктория и параллельно пристально изучает внешнее состояние кузова машины, чтобы в нём не было отверстий, щелей, через которые можно что-то достать или положить внутрь. — Всегда с интересом наблюдала за тем, что и как делают сотрудники таможни. И к концу обучения в школе для себя определила, что буду поступать в Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии. После окончания вуза осталась в Северной столице — работала по специальности. А потом мы с мужем переехали в Великий Новгород, где меня сразу же приняли на службу по моему профилю.

Виктория утверждает, что скучной её работу точно не назовёшь: каждый раз новые люди, новые ситуации. Так, недавно лишний груз обнаружился в машине компании, которая до этого много раз провозила из-за границы товары, и у таможенников нареканий не возникало. Теперь же собственникам фирмы грозит административное наказание.

Сергей Баранов поясняет, что случаи нарушения таможенного законодательства хоть и нечасто, но всё же бывают:

— В первом полугодии через пост прошло порядка 1300 транспортных средств, в которых было 1900 товарных партий. Большую часть грузов мы оформили, что называется, с колес, и только 300 партий поместили в наши склады на временное хранение. Сотрудники выявили 230 фактов нарушения таможенного законодательства, связанных с недостоверным либо несвоевременным заявлением сведений о перемещении грузов.

В ходе внешнего осмотра фуры инспекторы обнаружили, что пломба, запечатывающая машину, цела, но вот сам шнур, на котором она находится и который должен не дать открыть машину, пока не снята пломба, слегка ослаблен. Как оказалось, это некритично: шнур не позволил распахнуть двери, образовалась лишь небольшая щель. В неё Андрей Дмитриев завёл на штанге выносную миниатюрную видеокамеру. Объяснил, что эта портативная телевизионная система досмотра «Взгляд» позволяет таможенникам ещё до открытия транспорта увидеть, что находится внутри.

* * *

Инспекторы продолжили проверку стоящих большегрузов. А к воротам Новгородского таможенного поста подъехала очередная фура с грузами, прибывшими из-за рубежа.

История создания Новгородской таможни уходит к рубежу IX–X веков. Достоверно известно, что в начале XII века пристанищем мытников (сборщиков пошлин) стал первый этаж сохранившейся до сих пор церкви Иоанна на Опоках, построенной князем Всеволодом Мстиславовичем в 1127–1130 годах. Условной же датой официального образования Новгородского таможенного дела можно считать 17 марта 1571 года — этим днём датирована наиболее ранняя из сохранившихся новгородских таможенных грамот. Правда, со строительством Петербурга город на Волхове постепенно утратил свое торговое значение, и функции Новгородской таможни перешли к Петербургской. 

Современный этап развития таможенного дела в нашем регионе начался в 1990-е годы прошлого столетия. Приказом Главного управления Государственного таможенного контроля СССР от 10 июля 1989 года был создан Новгородский таможенный пост.