Суббота, 04 мая 2024

Елена Кузьмина

Жизнь по ссылке

Бизнесу придётся искать новые интернет-ресурсы для продвижения своих товаров.

Фото: из архива «НВ»

После блокировки Instagram’а новгородский бизнес будет искать новые дороги к покупателям

После того как 14 марта Роскомнадзор внёс американскую социальную сеть Instagram в список запрещённых сайтов, перед многими российскими предпринимателями появились новые вопросы по развитию своего дела. Тысячи бизнесменов использовали эту площадку, считающуюся самой продающей в ряду других соцсетей, для рекламы, привлечения новых клиентов и общения с покупателями, оценки своего продукта или услуг.

Создавать бизнес-аккаунты в Instagram’е предпочитали те, кто мог показать товар лицом. Эта соцсеть рассчитана прежде всего на визуалов, поэтому ею предпочитали пользоваться представители бьюти-индустрии, моды, рестораны, кафе, производители декора, эксклюзивных продуктов питания…

Среди тех, кто оценил преимущества работы в «Инсте», немало и новгородских предпринимателей. Теперь им предстоит учиться жить и работать в новых условиях. Бизнесмены поделились своими размышлениями и переживаниями.

Работа над ошибками

Новгородка Маргарита Янчикова, выпускающая одежду под брендом Mar.Go I DRESSES, рассказала, что до 15 марта Instagram был единственной площадкой, на которой она работала в Интернете.

— Я начала работать в Instagram с момента его запуска в России, — рассказала она. — Аккаунт стал визиткой моего бизнеса. Пока я раскручивала Instagram, забросила страницу «ВКонтакте».

Как признала Маргарита, если бы не сарафанное радио, то после ухода Instagram’а она осталась бы без заказов. Теперь новгородка считает, что выбор в пользу одной интернет-площадки был ошибкой — необходимо минимум два канала связи с клиентами.

— Сейчас ничего не остаётся, только полный перенос всего дела в «ВКонтакте» и «Телеграм», — сказала Маргарита. — Надо начинать с нуля. В «ВКонтакте» можно выкладывать картинки, но сторис вряд ли приживутся.

Именно сторис позволяют Instagram’у повышать охват пользователей и число просмотров. Новгородка очень надеется, что создатель российского «Телеграма» Павел Дуров добавит сторис в своё приложение.

Маргарита также рассчитывает, что основной продающей площадкой для неё станет «ВКонтакте», где можно использовать таргетированную рекламу. Модельер готовится работать засучив рукава, строит новые планы и уже приобрела обучающий курс, посвящённый работе в новых экономических реалиях.

Роскомнадзор запретил доступ к Instagram в России по требованию Генпрокуратуры после того, как компания Meta, которой принадлежит соцсеть, сняла запрет на призывы к насилию, в том числе в отношении российских военных.

«Мы сами виноваты»

Новгородский предприниматель Максим АНИЩЕНКО, занимающийся поставками микрозелени в новгородские рестораны и кафе, смотрит на ситуацию рационально и самокритично. Говорит, что Instagram — не единственный канал продаж для бизнеса.

— Их не пять, не шесть и не семь, а более пяти тысяч в Интернете, — напомнил бизнесмен. — От закрытия Instagram’а пострадал тот, кто не развивал остальные каналы.

Бизнесмен с момента запуска своего дела создал сайт, на котором сейчас поменял «привязку», удалил Instagram, добавил «ВКонтакте», «Телеграм». «Инста» не была для него основным помощником в продажах, но Максим жалеет потраченных на развитие аккаунта ресурсов. Подписчики были «живыми», не накрученными.

— Однако я никогда не делал ставку только на соцсети, стараюсь развивать бизнес на личных контактах, — говорит предприниматель. — Смотрю на произошедшее позитивно: это случилось по нашей вине, не надо было забывать о «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Телеграме». Мои партнёры, которые в прошлом году начали развивать «Телеграм», чувствуют себя великолепно. Они ушли из Instagram в конце прошлого года.

Однако бизнесмен не уверен, что «Телеграм» станет альтернативой Instagram. Российская соцсеть, по его мнению, слишком похожа на чат, а не на информационный канал.

Полный контакт

По словам Елизаветы МИХАЙЛОВОЙ, которая вместе с супругом развивает сыроварню «Папа-сыровар», Instagram для семейного бизнеса был основной платформой продаж.

— Бизнес мы начинали на базе именно этой соцсети. Instagram был не просто «витриной» — мы работали в формате блога и рассказывали подписчикам о своих ценностях, делились рецептами, советами, полезными материалами, общались, — поделилась Елизавета. — С уходом Instagram мы потеряем часть покупателей. Как и возможность нести свою миссию, показывать, чем наш бренд отличается от других. Наш сыр покупали не только в Великом Новгороде. Мы знаем, что его приобретали в подарок для москвичей, петербуржцев. Был случай, когда одна из покупательниц за рубежом заказала его в подарок матери, которая живёт в Великом Новгороде.

По словам новгородки, «Папа-сыровар» обзавёлся несколькими офлайн-точками продаж и использует паблик в «ВКонтакте», однако Елизавета считает, что отечественная соцсеть имеет в большей степени локальную, новгородскую аудиторию.

— Instagram давал более широкий охват просмотров, очень удобные возможности для нативной рекламы, — выразила своё мнение Елизавета. — В этой соцсети удобно пролистывать ленту, в хайлайтсах есть возможность сформировать блоки, например, с отзывами. У подписчика был быстрый доступ к ним — нужно только пальчиком ткнуть. В «ВКонтакте» есть таргетированная реклама, паблик в «ВК» может работать как магазин, однако не уверена, что российские аналоги смогут закрыть нишу, которую занимал Instagram.

И всё-таки сыровары не унывают. Говорят, что это точно не про них. Новгородцы запускают систему SRM (система управления взаимоотношениями с клиентами. — Прим. авт.) и систему лояльности… Елизавета уверена, что вместе с супругом обязательно протопчет новые дорожки к покупателям.