Воскресенье, 24 ноября 2024

Елена Кузьмина

Зелёный свет

Интеллектуальная система управления транспортным потоком умеет определять загруженность участков дороги и перекрёстков и регулировать работу светофоров.

Фото: Алексея ПАВЛУЦКИХ

Резидент новгородского научного центра создал «умную» систему управления движением транспорта

Новгородский инновационный научно-технологический центр «Интеллектуальная электроника — Валдай» стал домом для компании «Делс», которая занимается созданием «умных» систем управления транспортными потоками. Система умеет определять загруженность участков дороги и перекрёстков и регулировать работу светофоров таким образом, чтобы это было удобно и безопасно и водителям, и пешеходам.

Думает и решает

Штаб-квартира компании-резидента находится в Архангельске, где около четырёх лет назад её команда приступила к разработке интеллектуальной системы. Идея заключалась в создании простого, но эффективного устройства, которое способно улучшить жизнь участников дорожного движения в любом городе России и мира.

Архангелогородцы решили сделать рывок вперёд — не просто автоматизировать систему управления светофорами, а заставить её «думать» и «принимать решения», делая так, чтобы перекрёстки на городских дорогах работали эффективно, их пропускная способность росла.

— Наша система с помощью камер считывает параметры транспортного потока: количество транспортных средств, среднюю скорость движения, интенсивность потока, наиболее нагруженные направления движения, — рассказал генеральный директор «Делс» Василий ФЕДОСЕЕВ. — В зависимости от того, как изменяются параметры транспортного потока, система на основании математических алгоритмов подстраивает работу светофорных объектов так, чтобы это было наиболее эффективно.

По словам предпринимателя, города нуждаются в такой разработке. Покупательская способность россиян за счёт доступных автокредитов растёт, и, как следствие, количество транспортных средств у населения и бизнеса тоже увеличивается, а плотная застройка не позволяет расширять дороги. Кроме того, строительство новых развязок значительно дороже, чем внедрение инструментов интеллектуального управления. «Умная» система призвана помочь избежать транспортных коллапсов.

— В Великом Новгороде на протяжении двух последних лет точечно уже используется такая система, — уточнил бизнесмен. — Я имею в виду улицу Псковскую, участок недалеко от гипермаркета «Лента». Системы управления также установлены на улицах Фёдоровский Ручей, Розважа, Козьмодемьянской.

Максимально эффективно система работает на пересечении улиц Псковской и Луговой, где пропускную способность удалось повысить на 35%. На перекрёстке Большой Московской улицы и Фёдоровского Ручья эффективность составила около 13%, на улицах Розважа и Великой — более 20%. Именно такой показатель авторы системы считают целью-минимумом.

Статус резидента ИНТЦ «Интеллектуальная электроника — Валдай» гарантирует компаниям налоговые и таможенные льготы, льготы по отчислениям по страховым взносам. В течение 10 лет работы ставка НДС, налога на землю, имущество, прибыль, отчисления по ОМС, временной нетрудоспособности составят 0%. Отчисления по страховым взносам — 14%.

Дайте дорогу!

Интеллектуальные системы управления транспортными потоками, созданные в «Делсе», работают в Костроме, Омске, Новосибирске, Казани, Сыктывкаре, Пскове, Саранске.

— В идеале системы управления транспортными потоками нужно вводить не точечно, а комплексно в масштабе города, микрорайона или улицы, — разъясняет Василий Федосеев. — На работу одного отдельного перекрёстка влияют и смежные перекрёстки. Если они будут загружены, это будет сказываться на эффективности системы управления. За время нашей деятельности мы разработали линейку продуктов, которые управляют дорожно-транспортной инфраструктурой в комплексе. На данный момент ведём переговоры о комплексном внедрении таких систем с руководством нескольких городов — Пскова, Великого Новгорода, Костромы, а также в странах ближнего зарубежья.

В состав «умной» системы входят аппаратно-программные комплексы, модули управления, детекторы транспорта, программно-аналитическая платформа.

— В настоящее время система имеет большую гибкость, легко интегрируется в действующую городскую инфраструктуру и не требует большой эксплуатационной нагрузки, также следует отметить, что точность наших детекторов транспорта одна из самых высоких, — сказал Василий Федосеев.

Специалисты «Делса» очень рассчитывают, что, став резидентом ИНТЦ «Интеллектуальная электроника — Валдай», компания сможет найти единомышленников в сообществе. Как знать, возможно, научный союз вдохновит авторов интеллектуальной системы управления транспортным движением на новые идеи.

Теги: ИНТЦ, технологии, Делс, Великий Новгород