Среда, 25 декабря 2024

Редакция

От счётных приказов до контроллинга

Фото: Яндекс.Панорамы

Из истории государственного финансового контроля России

Век назад Финансово-контрольное управление, созданное в октябре 1923 года постановлением ЦИК и СНК СССР в составе Наркомфина СССР, стало первым в истории советской страны органом государственного финансового контроля.

Имелись местные органы и подразделения — управления финансового контроля в союзных республиках, контрольно-бухгалтерские управления губернских и областных финансовых отделов, специальные контрольные учреждения при управлениях транспорта и других крупных организациях. Так началась новейшая история контрольно-ревизионных органов Российской Федерации, которые 23 октября 2023 года отмечают свой 100-летний юбилей.

Во второй половине XVII века в России появляются учреждения с контрольными функциями — приказы. Так, в 1654 году был создан Счётный Приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны с Польшей, на него же была возложена задача обревизовать Большую казну за 50 лет. Однако единого общегосударственного финансового Приказа не было.

Петр I, царь-реформатор, заложил основательный фундамент государственному счетоводству и контролю. Была создана Ближняя канцелярия, куда из всех губерний поступали ведомости о доходах и расходах, здесь же осуществлялась ревизия всех денежных счетов и расходов, произведенных присутственными местами.

В 1718 году Петр, по опыту Швеции, ввел коллегиальную систему управления государством. В числе девяти созданных коллегий появилось три финансовых: Камер-коллегия для сбора доходов, Штатс-контор-коллегия для заведования расходами и Ревизион-коллегия для контроля за доходами и расходами. В обязанности последней входила проверка всех счетов государственных доходов и расходов, а также производство суда над лицами, изобличёнными в злоупотреблениях при сборе доходов и использовании расходов.

В 1733 году, в царствование Анны Иоанновны, в помощь Ревизион-коллегии было создано девять счётных комиссий, а также Генеральная счётная комиссия, на которую было возложено проведение ревизии запущенных счетов за прошлые годы.

Взошедшая на престол в 1762 году Екатерина II утвердила в каждой губернии Казённые палаты, которые собирали ведомости о численности населения, сведения о приходах и расходах, свидетельствовали счета, управляли соляными и питейными сборами и откупами. Палата направляла сведения о доходах и расходах её губернии в Экспедицию по государственным доходам и в Сенат.

Иллюстрация предоставлена УФК по Новгородской области

При Александре I Манифестами 1810-го и 1811 годов управление государственными доходами и расходами было разделено на три части, из которых первая была вверена Министру финансов, вторая — Государственному казначею, третья — Государственному контролёру, которому были даны все права министра Российской Империи.

18 февраля 1859 года император Александр II ввел в действие Правила составления, исполнения и заключения финансовых смет министерств и главных управлений. В государственную роспись стали включаться все расходы и источники их покрытия. Бюджет 1863 года впервые представил относительно полную картину доходов и расходов государства.

После Октябрьской революции первым шагом в реформировании контроля стало образование в конце октября 1917 года при старом Государственном контроле Коллегии Государственного контроля, а 5 декабря 1917 года был образован Народный комиссариат Государственного контроля, осуществляющий проверку финансовой деятельности государственных учреждений. В 1918 году ему было предоставлено право осуществлять наблюдение за работой «всех народных комиссариатов, их отделов на местах и всех вообще органов Советской власти». 7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ).

В 1937 году было создано Контрольно-ревизионное управление Наркомфина СССР (КРУ), которое имело право осуществлять документальные ревизии всех ведомств, организаций и предприятий, и входило в состав финансовых органов. Так было положено начало новой централизованной системе государственного финансового контроля в России. В таком виде она просуществовала до конца 1998 года, до реорганизации контрольно-ревизионных органов новой России: в структуре Министерства финансов Российской Федерации создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. В августе того же года были созданы территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации, которые получили статус самостоятельных органов.

В 2004 году часть ранее существовавших департаментов Минфина России были выделены в самостоятельные федеральные службы. Одной из таких служб стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

2 февраля 2016 года указом Президента РФ функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере были переданы в Федеральное казначейство и его территориальные органы.

Непрерывность бюджетного контроля в рамках одного государственного института стала главным преимуществом Федерального казначейства: предварительный финансовый контроль в сфере закупок в части проверки обоснованности закупок, соблюдения правил нормирования, обоснования цены контракта, плавно переходящий в текущий за использованием бюджетных средств с последующим внутренним государственным финансовым контролем.

Сегодня Казначейство России благодаря компетентному кадровому составу и развитым информационной, материально-технической и методологической основам не только успешно осуществляет свои функции по внутреннему государственному финансовому контролю, но и задаёт новый профилактический вектор в контрольной деятельности.

При помощи модернизированной версии «Автоматизированной системы планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» реализован предпроверочный анализ объектов контроля, обеспечена прозрачность и достоверность контрольных мероприятий, сроки их проведения сократились.

Высокий уровень цифровизации контрактной системы на всех этапах осуществления закупки, аналитические возможности официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок в большинстве случаев позволяют осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в камеральном формате.

В 2020 году вступили в силу семь федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, разработанные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, регламентирующие деятельность органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля всех уровней путем установления единых принципов и процедур осуществления контрольных мероприятий.

Кроме того, еще в 2017 году в целях систематизации учёта нарушений (рисков) был разработан Классификатор нарушений Федерального казначейства, что позволило в том числе формировать статистическую и аналитическую отчётность, с помощью которой оцениваются риски по основным направлениям при планировании контрольной деятельности. Таким образом, последующий контроль уступает место предварительному.

Федеральное казначейство как орган внутреннего государственного финансового контроля стало участником ведомственного проекта Министерства финансов Российской Федерации «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учёт государственных финансов для управленческих решений». Данным проектом предусмотрено развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля путём создания нового метода контроля — финансово-бюджетного контроллинга в целях снижения контрольной нагрузки на объект контроля.

Материал подготовлен Муравьевой Екатериной Владимировной, заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Новгородской области.

Екатерина Муравьёва