Как беспилотники будут способствовать развитию АПК и делают это уже сейчас
В подведомственном региональному министерству сельского хозяйства учреждении создана группа специалистов, оказывающих услуги с использованием БПЛА в трёх сферах — АПК, лесном хозяйстве и охотничьем.
— Через год-другой, я в этом уверен, у нас появится отдельное специализированное учреждение, — говорит директор ГОКУ «Центр поддержки развития агропромышленного комплекса Новгородской области» Денис РАЕВ. — Учимся в полевых условиях. Иногда ошибаемся, не без этого. Буквально недавно пришлось ремонтировать летательный аппарат после неудачного прохода линии электропередачи. Но решаем уже и практические задачи.
— Расскажите, пожалуйста, какие именно.
— Это мониторинг крупных сельхозпредприятий на предмет экологической безопасности. На предмет сточных вод, падежа животных. Хотя бы и дырок в заборе — их тоже ведь не должно быть. Не открою секрета, если скажу, что сегодня контрольные функции ограничены. Но мониторить ситуацию сверху никто нам не воспрещает.
— Доверяй, но проверяй.
— Совершенно верно. Приведу такой пример: стоило нам только проинформировать (даже ничего не начав) о мониторинге работы лесозаготовителей, как участились обращения в орган, регистрирующий занятую в лесу технику. В настоящее время наши БПЛА или БАС (беспилотные авиационные системы) мониторят программу «Новгородский гектар». Земля выделялась в 2019 году. Был дан шестилетний срок на её освоение. Подходит время предъявить определённые результаты. До конца года будет у нас также ясность по борщевику — где идёт борьба с ним, где нет, какие остаются очаги и в каких районах. Ещё одно направление, где напрашивается взгляд сверху, — это свалки, полигоны ТБО. Снимаем границы, строим 3D-модель, считаем объёмы загрузки — насколько это соответствует проектным мощностям. Всё делает один оператор — и съёмку, и аналитику, и передачу информации заказчику — областному министерству сельского хозяйства или природных ресурсов.
— Словом, создаёте некую картину нерешённых вопросов и проблем.
— Не только. Недавно снимали уборку озимых в одном из крупных агропредприятий. Самим понравилось. Где красиво — там красиво. Надо же показывать лучшие образцы в отрасли, пропагандировать АПК региона.
— А когда мы увидим беспилотники, которые сами выполняют сельхозработы?
— Действующее законодательство ограничивает грузоподъёмность БПЛА до 30 килограммов, то есть бак может быть рабочим объёмом не более 12 литров. Наша область обратилась за разрешением использовать в экспериментально-правовом порядке беспилотники грузоподъёмностью свыше 30 килограммов, что и делается сегодня в южных регионах страны. Разница существенная.
Применение БПЛА на сельхозработах — это очень перспективно. Обработка растений от вредителей, подкормка, внесение жидких удобрений в концентрированном виде — всё это можно делать.
— В чём преимущество беспилотника перед трактором?
— Он не портит зелёную массу. Плюс за счёт турбулентности обеспечивает более равномерную обработку. В прошлом году на картофельном поле проводился опыт по снятию верхней части ботвы перед уборкой урожая. Беспилотник сделал это за 4 дня, трактор — за 14! Существенный нюанс: при обработке сверху гораздо меньше зависимость от погоды. Трактору после дождя на поле делать нечего: надо дать земле подсохнуть. Беспилотнику достаточно того, что выглянуло солнышко. Затраты примерно одинаковые. Есть некоторый перекос в оплате труда, я считаю.
Сегодня оператор БПЛА — редкий специалист. Но ситуация, конечно, будет меняться. Этой работе в областном центре сейчас учат. В НовГУ есть блок высшего образования и есть более массовые курсы подготовки. Вместе это — 400 обучающихся.
По сути, получить навыки работы оператора может любой фермер. Думается, что как раз для небольших хозяйств это вполне рационально. Купить весь набор техники для полевых работ невозможно. Да и не нужно. А беспилотник — это вариант.
— К тому же это теперь субсидируется.
— Да. До половины стоимости БПЛА. Причём это отдельная очередь, не связанная с приобретением другой техники.
— Денис Сергеевич, а как вы оцениваете перспективы производства БПЛА у нас в области?
— При необходимости — вполне реально, мне кажется. У нас есть конструкторское бюро, найдутся и желающие. Просто ситуация должна созреть. Мы набираем обороты постепенно: приобрели девять БПЛА в этом году, ещё шесть купим в следующем. Свой парк имеют в МЧС и в региональном министерстве природных ресурсов. В любом случае в 2025 году работы у нас станет больше. Займёмся вопросами ветеринарии: доставкой вакцины для профилактики болезней диких животных, например. Подключимся к мониторингу лесных пожаров. Кстати, тут есть одна сложность: управлять аппаратом с пульта можно лишь на расстоянии до 10 километров. В режиме полётного задания он может пролететь в десять раз больше. Однако воспользоваться полученной информацией можно лишь по возвращении беспилотника. А при пожаре время — это главное.