В регионе растёт число семейных компаний
Согласно информации Союза Новгородской торгово-промышленной палаты (НТПП), в нашей области примеры семейного бизнеса можно обнаружить в туризме и общественном питании, торговле и медицине, бьюти-сфере и образовательных услугах, грузоперевозках и торговле, креативной индустрии и фермерстве. Причём реестр новгородских семейных предприятий активно пополняется.
В 2023 году при Союзе НТПП был создан комитет по развитию семейного предпринимательства. Итогам его работы, презентации бренда «Новгородский Семейный Бизнес», а также знакомству с успешными практиками семейного дела была посвящена встреча, состоявшаяся в центре «Мой бизнес».
Предприниматель Наталья ГРИБУЛИНА, руководитель комитета, рассказала, как вместе с супругом она открыла в Великом Новгороде кафе быстрого питания, где предлагаются красная, жёлтая, зелёная шаверма и такие же разноцветные бургеры. По её словам, сыновья-школьники стали настоящими помощниками в бизнесе. Старший Денис уже освоил кассу, уверенно справляется с отчётами в конце смены, забивает заказы в программу и легко общается с гостями. Мальчик не только помогает в кафе, но и проводит выездные кулинарные мастер-классы на праздниках и в детских учреждениях. Младший Ваня обожает фотографироваться для рекламы бизнеса Грибулиных.
— Детей необходимо максимально вовлекать в семейный бизнес, — уверена Наталья. — С одной стороны, они могут поделиться своими нестандартными идеями для его развития, а с другой — будут видеть, как трудятся мамы и папы, как зарабатывать деньги, как управлять финансами. Особенно ценишь их объятия и поддержку, когда устаёшь, переживаешь какие-то острые моменты из-за бизнеса.
Как отмечают эксперты, у семейного предпринимательства огромный потенциал. Его стабильность основывается не только на профессионализме членов семейной команды, но и на том, что в ней они лучше понимают друг друга, есть взаимное доверие и общая мотивация.
Светлана ИВАНОВА, проработавшая 15 лет в одной из новгородских некоммерческих организаций, прислушалась к совету своей младшей дочери и основала семейный бизнес на пончиках.
— Его идея появилась, когда мы в кругу своей семьи отмечали Новый год. На тот момент в Великом Новгороде не было заведений общепита в формате пончиковой. Моя бабушка научила меня готовить пирожки, пончики именно по рецептам советских времён, — рассказала Светлана. — В работе по найму, возможно, я в какой-то момент выгорела, устала. Но мне всегда нравилось что-то организовывать. А ещё захотелось научиться чему-то новому. Когда открывала бизнес, много чего не знала, но было интересно. Каждый раз, сталкиваясь с новыми проблемами и задачами, находила им решение, приобретала опыт. Стало понятно, что нельзя отступать. Всё кажется сложным, пока не будет сделано. Сейчас в нашем семейном бизнесе две точки, зарегистрировали собственный товарный знак, запускаем франшизу.
Пока термин «семейный бизнес» не закреплён на федеральном законодательном уровне. Между тем в ряде регионов приняты областные законы, поддерживающие семейные компании.
Решением данного вопроса занимается Торгово-промышленная палата РФ. И именно эксперты федеральной палаты в рамках работы над законодательством о семейном предпринимательстве предложили его определение.
Семейными считаются предприятия, относящиеся к субъектам малого или среднего предпринимательства, чья собственность контролируется членами одной семьи. В ООО, АО или хозяйственном товариществе семье должно принадлежать более половины долей или акций. А для производственного или потребительского кооператива, а также для индивидуального предпринимателя необходимо, чтобы не менее 50% его участников или работников были членами одной семьи.
На встрече прозвучало, что в случае если понятие «семейное предпринимательство» будет внесено в правовое поле, семейным компаниям откроются новые возможности: увеличение количества программ господдержки, дополнительные перспективы участия в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также более проработанный механизм передачи и сохранения бизнеса.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:
— Деловые объединения, Новгородский фонд развития креативной экономики, МФЦ для бизнеса, Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства и другие резиденты уже оказали более 100 тысяч услуг предпринимателям: от регистрации бизнеса до получения финансирования на проект. Каждый третий предприниматель региона пользуется мерами господдержки через центр «Мой бизнес». В Новгородской области в рамках комплексной поддержки по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» за годы работы центра «Мой бизнес» количество предпринимателей и самозанятых увеличилось в три раза.