Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Не шпионаж, а разведка

Как узнать о конкурентах всё и даже больше

Получить очень важные бизнес-­данные о какой­-либо компании легальным путем помогают так называемые деловые разведчики, которые работают либо в штате, либо на аутсорсинге во многих зарубежных и российских компаниях.

 Они регулярно проводят конкурентную разведку — сбор и обработку данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации. Но — в рамках закона и с соблюдением этических норм.

Конкурентная разведка может предсказать изменения на рынке, выявить новых или потенциальных конкурентов, отследить информацию, связанную с патентами и лицензиями, выявить слабости конкурента, недомолвки в его рекламе и так далее.

Эксперты говорят, что главная задача такой разведки применительно к конкурентам — сделать их поведение прогнозируемым. Если определенное время поработать по основному противнику, то можно узнать о нем все. И, соответственно, спрогнозировать его поведение в определенной ситуации или смоделировать для него ситуацию, в которой он поступит предсказуемо. Самые крупные организации, применяющие конкурентную разведку, — это, к примеру, Майкрософт, Боинг, Моторола, Проктор­энд­Гэмбл.

— В арсенале интернет­разведки — около 700 различных приемов. Чтобы обучиться наиболее простым и мощным из них, достаточно всего двух дней. К сожалению, большинство компаний пренебрегают обучением своих служб безопасности и информационного противодействия и оставляют свои данные фактически беззащитными, — поясняет Андрей МАСАЛОВИЧ, руководитель направления конкурентной разведки Академии Информационных Систем.

Вот один из самых простых примеров, как можно найти данные. Крупнейшая мировая ИТ­компания размещает в Интернете в открытом доступе документ, ссылка на который имеет вид: https://partner.имя_компании.com/download/global/40043498. Сам документ никакого интереса не представляет, но в его адресе конкурентный разведчик увидит более десятка серьезных нарушений защиты: для передачи открытого документа использован шифрованный протокол https — значит, где­то поблизости (вероятнее всего, в той же папке) находятся секретные документы. Адрес страницы заканчивается подряд идущими цифрами. Значит, с большой долей вероятности можно получить другие документы из данной папки, просто уменьшая номер документа (раз есть документ номер 98, значит, должны быть и 97, и 96).

Однако неправильно будет утверждать, что конкурентная разведка использует только методы сбора сведений из средств массовой информации или сети Интернет. Большое значение для получения конкурентных сведений играют наблюдение, экспертные оценки, использование маркетинговых технологий (анализ конкурентной среды, SWOT­анализ, оценка рыночной цепи, анализ рисков и другое), прогнозирование, бенчмаркетинг (процесс непрерывной оценки и сравнения какой­либо организации с любым из мировых (отраслевых) лидеров бизнеса), использование личностных контактов и другое.

Владение навыками интернет­разведки — довольно полезная вещь. Прежде всего она учит отделять в поисковых системах нужное от многообразного интернет­мусора, убыстряет сам процесс поиска необходимой информации. С помощью разведки можно, например, составить досье на конкурента, выяснить, какие факты сопровождают деятельность того или иного предприятия, часто нелицеприятные: штрафы, судебные решения и прочее. Конечно, такая серьезная работа — это прерогатива крупного бизнеса, где трудятся целые отделы безопасности и информационных технологий, серьезно изучающие рынок и конкурентную среду, — говорит Сергей БУЛУШЕВ, специалист отдела внешних связей Новгородской торгово­промышленной палаты.

Елена ТЮШИНА