Четверг, 26 декабря 2024

Редакция

Тандемная задача

Новгородские производители молока, мяса и хлеба предлагают дать льготы местным торговым сетям при реализации пищевых продуктов, сделанных в регионе

Сообщество новгородских мясопереработчиков встревожено: на рынок региона, России и даже СНГ пришел белорусский производитель колбасных изделий.

Неподалеку от Бреста в свободной экономической зоне построили большой мясокомбинат, который, пользуясь отсутствием налогов, выпускает значительно более дешевую продукцию. В Новгородской области, например, своими ценами союзный оптовик опустил планку на 30%. Куда вместе со своим кошельком двинется массовый покупатель? Понятно, что сначала — туда, где дешевле. А уж потом будет разбираться в качестве.

Нельзя сказать, что именно «захват» белорусами колбасной зоны в Новгороде повлиял на падение производства. За минувшие восемь месяцев индекс промышленного производства в пищевой промышленности составил 99%. Ситуация не критическая, тем более что все крупные производители пищевой продукции, за редким исключением, подтверждают свои намерения к концу года по показателям подрасти. Однако налицо тенденция, которая впервые обнаружилась в регионе с приходом федеральных сетей: производители пищевки страдают оттого, что снижаются запросы от торговли.

По информации вице-губернатора Александра ФИЛИППОВА, всего чуть более 40% новгородских молока, мяса и хлеба продаются российскими ритейлерами. Местных же сетей очень мало («Квартал», «Адепт», «Ильмень» и другие), и они не в состоянии «переварить» весь объем перерабатывающих комбинатов.

Петр СМОЛЕНКОВ, генеральный директор мясоперерабатывающего предприятия, готов хоть сегодня на 50% увеличить объемы производства, но его не устраивают условия сетей. Так сдерживается развитие производства по большому счету. Ярмарки и рыночная торговля, хотя и становятся регулярными, и привлекают население, не могут дать существенного объема сбыта. Правда, пищевики частично положение спасают, открывая торговые точки в других регионах («Великоновгородский мясной двор») или организуя собственную торговлю в ларьках («Лактис», «Новгородхлеб»). Лишь немногие, как «Бизон», открывают собственный магазин.

Это, можно сказать, ответ новгородских производителей вызову сетей, с которым они столкнулись несколько лет назад. Разочаровал производителей и новый закон о торговле. По их словам, он еще больше затруднил доступ местных товаров в сети. Однако и в те годы, и сегодня проблемы взаимодействия остаются прежними — большой входной бонус (от 150 тыс. рублей), 100-процентный возврат непроданной продукции за счет производителя, 60-дневная отсрочка платежа. Тогда с помощью администрации удалось договориться с владельцами больших магазинов о квоте на новгородские товары на прилавках. И мы действительно видим красненькие ярлычки на полках супер- и гипермаркетов. И если у покупателя есть стойкое убеждение, что «свой» продукт полезнее и вкуснее, то он «выбирает новгородское». А если нет, то достаточно кинуть беглый взгляд — по ценам местные товары неконкурентны. Равиль ДАУТОВ, генеральный директор молочного комбината, объясняет относительную дороговизну своей продукции: если снижать закупочную цену, то пострадают поставщики — крестьянские хозяйства.

Кстати, именно ему принадлежит единственное конкретное предложение, как помочь производителям: дать льготы местным торговым сетям при реализации пищевых продуктов, сделанных в Новгородской области. Правда, для этого придется приложить немалые усилия. Тому пример — сеть Облпотребсоюза, магазины которого есть практически в каждой деревне. Однако и они закрываются под натиском федералов, а зачастую просто пустуют.

Власти региона совместно с промышленниками-пищевиками рано или поздно должны найти решение двуединой задачи: как одновременно защитить местных производителей от кабальных условий сетевиков и предоставить населению более дешевую и качественную продукцию. Как считает Александр ГАБИТОВ, первый заместитель главы администрации области, «с сетями сотрудничают сотни производителей, значит, им это все-таки выгодно. Почему не нам?».