{thumbimage 150px 1}Новгородской программе развития конкуренции не достался даже «неуд»
В сентябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС), докладывая президиуму правительства о состоянии конкуренции в РФ, отметила крайне низкое качество региональных программ республики Ингушетия, Тамбовской и Новгородской областей.
В сентябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС), докладывая президиуму правительства о состоянии конкуренции в РФ, отметила крайне низкое качество региональных программ республики Ингушетия, Тамбовской и Новгородской областей.
Эксперты затруднились даже поставить оценку «неудовлетворительно», оценив усилия регионов-аутсайдеров от 0 до 14 баллов по 100-балльной шкале. Одна из основных претензий Минэкономразвития России - отсутствие в программах конкретных мероприятий, решение которых способно оказать существенное влияние на конкуренцию на региональных рынках.
Почему не сработала новгородская программа, разработанная в 2010 году, и действительно ли настолько монополизирована сегодня наша экономика?
- Наша служба предлагала заострить внимание на сфере реализации нефтепродуктов, где конкуренция имеется лишь в рознице, а оптовые рынки сегодня контролируют вертикально интегрированные нефтяные компании, - поясняет Ольга ВИНИЧЕНКО, начальник Управления ФАС по Новгородской области. - Мы подробно описали, какие экономические и административные барьеры существуют на этом рынке и как их можно преодолеть. Эти оценки и рекомендации мы передали в экономический комитет, но ничего из этого в программе развития конкуренции не появилось.
По словам антимонопольщиков, неблагополучно обстоят дела в развитии конкуренции на рынке нерудных строительных материалов. Они на территории нашей области высококонцентрированные, с малым числом продавцов. Этому способствуют как ограниченность самих ресурсов, дороговизна освоения новых месторождений, так и административные ограничения на получение лицензий. И конкурентная среда здесь существенно не меняется - и на рынке производства гравия, и на рынке производства и реализации песка имеются явно доминирующие хозяйственные субъекты. Все это не может не влиять на стоимость строительных материалов и самого жилья.
Другой значимый рынок - это управление многоквартирными домами. Сегодня можно сказать, что степень монополизации здесь значительна, а конкуренция не развита. Войти на этот рынок новым игрокам довольно сложно из-за ряда административных ограничений, экономических барьеров и неудовлетворительного состояния жилого фонда. Неразвита конкурентная среда и на розничном рынке электроэнергии, который поделили между собой три крупные энергосбытовые компании.
Тем не менее в УФАС считают, что вне зависимости от программы процесс развития конкурентной среды в самых различных сферах экономики региона идет вполне успешно. Один из положительных примеров - АПК, где создаются все условия для реализации сельхозтоваров.
Комментарий
Александр ВАНИЕВ, председатель экономического комитета Новгородской области:
- Хотя эта программа разрабатывалась еще до меня, хочу сказать следующее: в рамках тех расплывчатых рекомендаций, которые были даны регионам в программе федеральной, она и не могла получиться иной. Кроме того, она не отвечала требованиям сегодняшнего дня, нечеткими были и критерии оценки. Вместе с тем убежден, что подобные программы очень важны для каждой области. Сейчас в Москве идет разработка новой федеральной программы, рассчитанной до 2015 года, получив ее, приступим к разработке своей, региональной. И, конечно, же, постараемся при этом учесть все замечания, высказанные министерством и специалистами ФАС.
Почему не сработала новгородская программа, разработанная в 2010 году, и действительно ли настолько монополизирована сегодня наша экономика?
- Наша служба предлагала заострить внимание на сфере реализации нефтепродуктов, где конкуренция имеется лишь в рознице, а оптовые рынки сегодня контролируют вертикально интегрированные нефтяные компании, - поясняет Ольга ВИНИЧЕНКО, начальник Управления ФАС по Новгородской области. - Мы подробно описали, какие экономические и административные барьеры существуют на этом рынке и как их можно преодолеть. Эти оценки и рекомендации мы передали в экономический комитет, но ничего из этого в программе развития конкуренции не появилось.
По словам антимонопольщиков, неблагополучно обстоят дела в развитии конкуренции на рынке нерудных строительных материалов. Они на территории нашей области высококонцентрированные, с малым числом продавцов. Этому способствуют как ограниченность самих ресурсов, дороговизна освоения новых месторождений, так и административные ограничения на получение лицензий. И конкурентная среда здесь существенно не меняется - и на рынке производства гравия, и на рынке производства и реализации песка имеются явно доминирующие хозяйственные субъекты. Все это не может не влиять на стоимость строительных материалов и самого жилья.
Другой значимый рынок - это управление многоквартирными домами. Сегодня можно сказать, что степень монополизации здесь значительна, а конкуренция не развита. Войти на этот рынок новым игрокам довольно сложно из-за ряда административных ограничений, экономических барьеров и неудовлетворительного состояния жилого фонда. Неразвита конкурентная среда и на розничном рынке электроэнергии, который поделили между собой три крупные энергосбытовые компании.
Тем не менее в УФАС считают, что вне зависимости от программы процесс развития конкурентной среды в самых различных сферах экономики региона идет вполне успешно. Один из положительных примеров - АПК, где создаются все условия для реализации сельхозтоваров.
Комментарий
Александр ВАНИЕВ, председатель экономического комитета Новгородской области:
- Хотя эта программа разрабатывалась еще до меня, хочу сказать следующее: в рамках тех расплывчатых рекомендаций, которые были даны регионам в программе федеральной, она и не могла получиться иной. Кроме того, она не отвечала требованиям сегодняшнего дня, нечеткими были и критерии оценки. Вместе с тем убежден, что подобные программы очень важны для каждой области. Сейчас в Москве идет разработка новой федеральной программы, рассчитанной до 2015 года, получив ее, приступим к разработке своей, региональной. И, конечно, же, постараемся при этом учесть все замечания, высказанные министерством и специалистами ФАС.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)