Русскому языку бояться нечего, если носители будут умело им пользоваться
В областном центре прошёл заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. До него допускаются учащиеся, набравшие в общенациональном рейтинге по итогам региональных туров определённое количество баллов. На финал состязания приехали более 250 старшеклассников из разных уголков страны. Наш регион представляла ученица 11 класса лицея-интерната Великого Новгорода Екатерина Семёнова.
Школьной элитой назвал этих ребят Андрей ГРИГОРЬЕВ, председатель жюри Всероссийской олимпиады, профессор кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета:
— Эти юноши и девушки составляют научный резерв. Причем не только по филологии, но и по другим направлениям, ведь многие из финалистов олимпиады по русскому языку являются победителями, призерами региональных этапов и по другим школьным предметам.
— Андрей Владимирович, в списке участников много ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Челябинской, Вологодской областей. Почему? В этих регионах сильная подготовительная база?
— Да, там хорошо работают центры по работе с одаренными детьми. Но их не было бы, если бы региональные власти не делали упор на это направление. Ведь на то, чтобы выстроить систему подготовки талантливых школьников, уходят годы. Выявлять звездочек учителя начинают еще в 5–6 классах. И занимаются с ними по специальным методикам, так, чтобы к 8–9 классам эти дети уже могли претендовать на места в региональной команде по тому или иному учебному предмету. Раскрыть ребенка, замотивировать на углубленное изучение дисциплины, которое выходит за рамки общеобразовательной программы, сложно. Поверьте, я знаю, о чем говорю — сам провожу занятия со школьниками по олимпиадным темам.
— Меняется ли уровень сложности заданий заключительного этапа олимпиады?
— Безусловно. Лингвистика — это не отвлеченная от жизни отрасль, связанная только лишь с преподаванием в учебных заведениях. Мир вокруг нас, в том числе и языковой, меняется каждый день. СМИ, Интернет формируют новые алгоритмы. В Сети ведь не только развлекательные ресурсы, но и научные, познавательные, которыми дети активно пользуются. При этом сейчас семимильными шагами развивается компьютерная лингвистика. Школьники проявляют исследовательский интерес и с точки зрения языка, и к тому, как работают поисковые системы, нейросети. И мы обязаны учитывать этот новый языковой пласт. Так что проверяем помимо базовых основ русской речи и письменности, а это развитие языка от древности, соотношение его с современными формами, еще и лингвистические алгоритмы, которые используются в наши дни.
— Видимо, старшеклассникам сейчас сложнее справиться с заданиями по истории русского языка, этимологии, чем с вопросами про голосовых помощников и интернет-переводчиков?
— Бывает по-разному. Иногда нам, составителям заданий, кажется, что вот этот вопрос точно поставит в тупик участников олимпиады. Но нет, ребята быстро его решают в силу межпредметных знаний, поскольку отлично учатся по многим дисциплинам. Но зато застревают на простейшем, по-нашему мнению.
Но вы правы, этимологические блоки, как правило, заставляют ребят хорошенько подумать. Ну, например, мы даем задание — через лексическое значение выяснить, какие слова являются историческими родственниками. Так, в прошлом году дети искали связь между словами «путь, «заминка», «запятая». В России территории покрыты лесами, болотами, перерезаны реками да озерами. И поэтому, чтобы проложить путь, нужно преодолеть препятствия, отсюда и заминка, и запятая тоже, как преграда в этом движении.
— Как вы относитесь к идее ЕГЭ по русскому языку, как и по математике, разделить на базовый и профильный уровни?
— Вообще, есть предложение поделить итоговые экзамены по всем предметам на разные уровни сдачи. Но имеет ли смысл? Как лингвист скажу, что, с одной стороны, было бы неплохо, чтобы на филологические факультеты поступали абитуриенты, сдавшие более сложный — профильный ЕГЭ по русскому языку. Но с другой стороны, встает вопрос: а не занизим ли мы слишком планку базового уровня? Насколько я знаю, окончательного решения на федеральном уровне не принято.
— Так ли уж сильно, как утверждают некоторые русисты, угрожают нашему языку многочисленные американизмы, упрощение речи до смс-сообщений и прочие современные новеллы?
— Уверен, русский язык выдержит удар. Заимствования были и будут. Если помните из истории, то в эпоху Петра Великого в русский лексикон было введено очень много иностранных слов. Но ведь не случилось ничего страшного — какие-то слова со временем сами ушли из обихода, другие прижились, и сейчас мы не воспринимаем их как иноземные. Вот вы знаете, что такое «макадам»?
— Нет.
— Это дорожное покрытие, названное по имени его изобретателя, английского инженера. После ему на смену пришло слово «асфальт», тоже, к слову, иностранное. Однако мы его сегодня считаем своим — русским.
Так что большой угрозы нашей речи и письменности я не вижу. Главное, чтобы россияне старались поддерживать свой общекультурный уровень, в котором язык стоит на первом месте.
Фото из открытых источников Интернета