Новгородские специалисты займутся обучением слепоглухих детей
Местом презентации нового для области проекта, направленного на поддержку слепоглухих детей, был выбран областной Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП). Вполне логично, что туда были приглашены тифлопедагоги и сурдологи.
Особый педагог для особенного ребёнка
Кандидат психологических наук, сотрудник Института коррекционной педагогики Ирина САЛОМАТИНА, чтобы объяснить, как ощущают мир слепоглухие люди, попросила всех присутствующих в аудитории закрыть глаза. Простое упражнение, но продержаться даже пару минут в тишине без зрительной информации под силу оказалось не всем.
Согласно Всероссийской переписи в России проживают 3704 человека с одновременным нарушением слуха и зрения. В Новгородской области — 23 человека, 9 из них дети. Впрочем, зарегистрированное количество может и не отражать реальную численность инвалидов с данной патологией.
— Не всегда семьи, где воспитывается такой ребёнок, готовы рассказывать о своих проблемах, — поясняет Ирина Владимировна. — Бывает так, что когда у ребёнка с нарушением слуха, который уже учится в образовательном учреждении, выявляется ещё и нарушение зрения, то его родители будут о нём молчать. Они боятся, что в этом случае им педагоги скажут: «Мы со слепыми не работаем».
Аналогичная ситуация и с детьми, которые сначала теряют зрение, а потом слух. В настоящее время Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», созданный в апреле 2014 года под эгидой Агентства стратегических инициатив, по всей стране запускает в работу ресурсные центры и кабинеты. До конца года планируется открыть 40 подобных кабинетов. В Великом Новгороде он стал шестым.
— Количество детей с данным типом инвалидности увеличивается. Отчасти это связано с критериями живорождения, принятыми Российской Федерацией с 2012 года, — выхаживание маловесных детей. Соответственно растёт и потребность в квалифицированных специалистах. Каждый слепоглухой ребёнок должен быть включён в систему образования. И образование он должен получать рядом с домом, — рассказала руководитель проекта Фонда Елена ВОРОШИЛОВА.
В России уникальная практика обучения слепоглухих детей накоплена педагогами Сергиево-Посадского дома-интерната в Московской области. Именно туда сейчас направлены три новгородских дефектолога на стажировку, а в целом их подготовка займёт не менее трёх лет.
— В тесной связке будут работать адаптированная школа-интернат № 4 для глухих, Центр инклюзивного образования, где обучаются слепые дети, а также наш ЦППМСП, — сообщила его директор Елена КРАЙНЕВА. — В ресурсном кабинете для слепоглухого ребёнка будет оформлена индивидуальная программа обучения. А образовательные услуги он сможет получить либо в интернате, либо в Центре.
Как отметила Ирина Саломатина, педагоги, умеющие обучать слепоглухих детей, способны будут найти подход к ребёнку с абсолютно любым нарушением.
Передышка для мамы
Свою квалификацию по программе Фонда дефектологи будут повышать, в том числе, чтобы помочь семилетней Саше, особенной девочке из Великого Новгорода. Её мама, Анастасия БЕГУНОВА, очень рассчитывает, что в проект они вступили не ради галочки, поскольку его спустили сверху:
— Я надеюсь, что те люди, которые сегодня проходят обучение благодаря средствам «Со-единения», остались в системе, чтобы они были по-настоящему заинтересованы в том, чтобы семьи и дети получали качественную помощь. Саша сейчас занимается в 42-м общеобразовательном детском садике с инклюзивной направленностью. Она получает хорошее дошкольное образование. Но к этому были приложены усилия множества специалистов. И не хочется, чтобы в начальной школе они ушли в никуда.
Несколько лет Анастасия Бегунова сотрудничает с Фондом. Благодаря его финансовой поддержке девочка смогла попасть на консультации медиков ведущих в стране клиник и центров. Женщина откровенно делится своим родительским опытом. В апреле этого года она возглавила региональное отделение Сообщества семей слепоглухих. Одним из центральных событий, в котором оно выступит организатором, станет проведение в первых числах июля в областном центре «Маминой школы», реализация которой была поддержана Фондом президентских грантов.
— На неё приедут 10 семей, в которых растут дети с одновременным нарушением слуха и зрения. И это будут не только новгородские семьи. Они смогут получить рекомендации опытных педагогов и психологов. Для них будут организованы мероприятия для досуга. Смысл «Школы» заключается в том, чтобы родители в течение семи дней смогли отдохнуть от забот, — раскрыла планы Анастасия.
Кстати, своё участие в «Школе» подтвердила главный редактор общероссийского журнала для слепоглухих «Ваш собеседник» Наталья Кремнева, потерявшая зрение и слух уже в зрелом возрасте. Как пояснила Анастасия Бегунова, семьи слепоглухих необходимо знакомить с примерами успешных людей, страдающих серьёзным недугом.
* * *
Подготовка к «Маминой школе» идёт полным ходом. В её проведении помогут волонтёры объединения «Дружина НовГУ». Около 100 студентов стали слушателями курса по работе со слепоглухими, который провела Ирина Саломатина. В соцсетях кто-то из них заметил, что «теперь мы не растеряемся при встрече с ними».
Фото с сайта grafru.ru