Суббота, 23 ноября 2024

Людмила Данилкина

Практическое применение

Уровень сложности олимпиадных заданий выходит за рамки школьной программы

Залог успеха школьника на Всероссийской олимпиаде — не только хорошее знание теории

В Старорусской гимназии много времени уделяют работе с одаренными учащимися. Начинают углубленно заниматься с отдельными ребятами еще с 5–6 класса, и к старшему звену эти школьники, как правило, выходят сразу по нескольким дисциплинам на уровень регионального этапа Всероссийской олимпиады.

— Олимпиада проводится по 21 школьному предмету. В этом учебном году на областном этапе наши ребята соревновались по 19 из них, — говорит директор гимназии Татьяна МАТЮШКИНА. — Всего из Старорусского района победителями и призерами стали 17 человек, восемь из которых — учащиеся нашего образовательного заведения. И две школьницы из 9 и 11 классов приняли участие в финале Всероссийской олимпиады.

Наиболее сильные направления подготовки талантливых гимназистов — экология и мировая художественная культура (МХК).

Учитель биологии и наставник олимпийцев Наталья МАЛОВА говорит, что звездочек в школе много, нужно только заинтересовать детей предметом, раздвинуть для них его границы, показать, как много любопытного и важного осталось за рамками школьных учебников. И что все это они могут постичь при помощи педагогов и самостоятельно, было бы желание.

Одиннадцатиклассница Кристина ДЕМЕШЕВА, участница заключительного тура олимпиады, сказала, что лично для нее экология интересна междисциплинарностью, потому что включает как общественные науки, так и биологию, химию:

— Но готовиться к состязанию сложно, так как отдельного урока «Экология» в школе нет, а в тех блоках, что изучаем на биологии, дается далеко не все. Поэтому дополнительный материал с учителем на факультативных занятиях проходим.

Ребята, писавшие в этом году работу на областном туре, в один голос заявили, что многие задания требовали развернутых ответов, а время было ограничено, поэтому пришлось обойтись без черновиков.

По признанию Натальи Маловой, несмотря на сложность вопросов, ее подопечные набрали высокие баллы — не только за отличное знание теории, но за свои исследовательские проекты.

Так, девятиклассница Анастасия АЛЕКСАНДРОВА представила сравнительный анализ состава воды двух минеральных источников района — Царицынского и курорта «Старая Русса».

— Изучение показало полное совпадение по всем показателям. То есть состав одинаковый, следовательно, и полезное воздействие на человеческий организм — тоже. Естественно, возник вопрос: к чему в Старорусском районе строить еще один лечебно-профилактический курорт «Царицынский источник» при условии, что действующий не всегда бывает полностью загружен? — продолжает разговор Наталья Петровна. — Эту тему на мартовской встрече с женщинами, на которой я присутствовала, поднял глава региона Андрей Никитин. И я озвучила результаты исследования нашей гимназистки.

Одиннадцатиклассники Илья ЧЕРЦОВ и Артем КОРОЛЕВ объединили свои усилия. Точнее, темы для изучения у них были разные, а вот некоторые рекомендации — общие. Так, Артем исследовал состав почв в районе нескольких городских АЗС, сравнивая их с эталонным образцом, взятым во дворе гимназии, в округе которой нет автозаправок. Юноша подтвердил, что АЗС наносят вред земле, и необходимо проводить ее восстановление, поскольку в Старой Руссе близ станций располагаются жилые кварталы. Илья же изучил технологию создания биобетона, включающего помимо обычных компонентов еще и сорбирующие вещества. Изготовил и сравнил его свойства и обычного бетона.

— Строительный биоматериал оказался более экологичным — он пропускает через себя воду, очищая ее, — делится результатами Илья. — И его использование могло бы помочь решить проблему нехватки грунтовых вод. А восстановление тех же водных показателей как нельзя кстати пришлось бы на АЗС. Именно такие рекомендации мы с Артемом и дали в заключительной части своих научно-исследовательских проектов.

Идеей одиннадцатиклассника по применению биобетона уже заинтересовались некоторые старорусские предприниматели.

Что же касается Всероссийской олимпиады по школьным предметам, то в гимназии Старой Руссы начали готовиться к сезону 2018–2019.

Фото с сайта аdm-essentuki.ru