Суббота, 04 мая 2024

Людмила Данилкина

В индивидуальном порядке,

Пока профильное направление закрепляется за классом. В будущем у каждого учащегося должна быть индивидуальная программа

Фото: fotostrana.ru

или Что делать, если в старших классах в перечне уроков нет обществознания или физики

Поэтапный переход общеобразовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начался повсеместно по стране в 2011 году — с начального звена. С 1 сентября 2019 года во всех школах страны на ФГОС перейдут 10 классы, что подразумевает профильность подготовки старшеклассников.

В нашей области в ряде учебных заведений начали процесс внедрения ФГОС раньше установленного срока, что не противоречит законодательству. И следовательно, некоторые 10 и 11 классы уже обучаются по новым стандартам.

Однако процесс идет не везде гладко. Так, в редакцию «НВ» обратились родители учащихся средней школы № 13 Великого Новгорода с недоумением по поводу того, что в учебной сетке одного из 10 классов нет предметов, которые, по логике мам и пап, обязаны изучаться в старшем звене.

По словам директора Ирины СЕМЕНОВОЙ, школа на стандарты среднего общего образования перешла в текущем учебном году. Собрания по этому поводу проводились и с десятиклассниками, и с их законными представителями. Но, возможно, кто-то из родителей не присутствовал на них или действительно что-то недопонял.

— Законодательно утверждены пять учебных профилей: естественно-научный, гуманитарный, универсальный, социально-экономический и технологический. Вне зависимости от узкой направленности обязательными для изучения в старших классах являются: математика, русский язык, литература, иностранный язык, ОБЖ, физкультура и астрономия, — поясняет Ирина Владимировна. — Предельное количество таких уроков — 12. Но по желанию классов перечень может быть дополнен еще. Дело в том, что если предмет не значится в обязательной части учебной программы класса, то дети не смогут выбрать ЕГЭ по нему. Ограничивать ребят в выборе не хочется, и мы идем навстречу их пожеланиям. Так, например, технологический профиль не подразумевает изучение обществознания, но поскольку многие вузы именно этот предмет называют в качестве одного из трех вступительных экзаменов, мы включили его в обязательную образовательную сетку.

В этом учебном году в школе № 13 два десятых класса, на которые приходится три профиля обучения (учащиеся одного класса разбиты на две группы — по выбранному направлению. — Прим. авт.): естественно-научный, технологический и универсальный.

— С предметами для углубленного изучения первых двух профилей все более-менее понятно. Однако тут нужно сделать дополнение: по естественно-научному блоку у нас уклон в сторону медицины. Школа заключила соглашение с ИМО НовГУ, и, помимо уроков, которые проводят наши учителя, во второй половине дня ребята занимаются в институте с преподавателями вузовских кафедр, которые читают лекции по биофизике, анатомии, микробиологии и введении в медицину, — продолжает разговор Ирина Семенова. — Для многих родителей непонятным является универсальное направление. Оно предусмотрено для детей, которые к 10 классу еще не имеют будущих профессиональных ориентиров. Потому и универсальное, что в рамках него серьезно изучаются и точные дисциплины, и общественно-гуманитарные.

Но в школе признают, что переход старших классов на новый ФГОС влечет все же определенные трудности. В частности, разделение классов на группы в зависимости от профиля требует дополнительных помещений и предметников.

— Кроме того, встает вопрос индивидуальной образовательной траектории старшеклассников. То есть в идеале каждому учащемуся 10–11 классов должна быть предоставлена возможность заниматься по учебному плану с персональным набором предметов для углубленного изучения. В будущем, полагаю, так и будет. Ну а пока мы пытаемся встроить профильное обучение согласно ФГОС в привычную классно-урочную систему преподавания, — резюмировала Ирина Семенова.

В следующем учебном году в школе № 13 Великого Новгорода намерены открыть три десятых класса и четыре профиля: естественно-научный, и опять-таки с уклоном в медицину, технологический, универсальный или социально-экономический и гуманитарный.

Наталья РЫБНИКОВА, ректор Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов Великого Новгорода:

— Из 32 общеобразовательных городских организаций на стандарты  среднего общего образования перешли 18 школ. Для родителей по поводу профильности обучения проводятся семинары и собрания. Полная информация по данной теме представлена на сайте Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов Великого Новгорода.

Что касается перехода на индивидуальное профильное обучение, то такой опыт уже был — в гимназии «Новоскул» — и при прежних образовательных стандартах. Чтобы каждому старшекласснику предложить персональный учебный план, необходимо перейти на нелинейное расписание, что пока массово школам, и тут я согласна с руководителем школы № 13, сделать трудно. Дело в том, что при такой схеме требуются тьюторы, сопровождающие урочный процесс каждого обучающегося. В школах нет такой должности. Мы, внедряя ФГОС для старших классов, пошли по другому пути: на курсах по освоению новых образовательных стандартов для работы в классно-урочной системе готовим учителей, но с навыками тьютора. То есть они могут как целую группу вести, так и персональный учебный план конкретного ребенка.