Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

Домашка с секретом,

Вадим Ковалёв — выпускник факультета радиотехники и кибернетики МФТИ. Соавтор курса учебно-методических материалов для подготовки к ЕГЭ. В 2008 году основал образовательный стартап, который в 2014 году был переименован в Электронную школу «Знаника».

или Почему традиционное школьное образование подчистую проиграло соцсетям и интернет-забавам?

Недавно в новгородской школе № 36 прошла международная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch, спикерами которой выступили более 25 российских и зарубежных экспертов. Среди них был и Вадим КОВАЛЕВ, директор Электронной школы «Знаника», у которой сейчас более 3 млн. пользователей и которая продолжает набирать обороты...

— Вадим, в этом году «Знанике» — 10 лет. Для электронных учебных проектов, каковых в России сейчас немало, — это солидный возраст...

— Согласен. Долго работаю в образовании, при этом профильной педагогической подготовки у меня нет. Всё началось, когда мы с друзьями — студентами Московского физико-технического института — вели работу для вуза по поиску, отбору, привлечению и сопровождению одаренных школьников, которые после получения аттестата пробовали свои силы при поступлении в МФТИ.

Мы получили опыт, достигли определенного уровня и открыли свою школу, но уже не под крышей института. И если для физтеха мы искали изначально талантливых ребят, то миссия «Знаники» — сделать доступным для всех те методы и подходы, что применяются в элитарном образовании. Этим последние десять лет мы и занимаемся.

— Сайт вашей школы предлагает конкурсы, олимпиады, обучение математике — как кружковое, так и индивидуальное. А еще мониторинг знаний учащихся по основным предметам программы во всех школьных классах. Три года назад в первой крупномасштабной проверке «Знаники» по математике приняли участие восемь регионов страны. Как обстоит дело в этом учебном году?

— Регионы сами никогда не выходят на нас. Первый шаг всегда делаем мы. Вот и представители министерства образования Новгородской области были удивлены тому, что прежде ничего о «Знанике» не слышали. Хотя мы регулярно во все профильные ведомства субъектов РФ, курирующие учебную отрасль, отправляем свои предложения о сотрудничестве. С правительством вашего региона вскоре мы будем предметно обсуждать, какие метрические схемы «Знаника» может предложить для определения у школьников пробелов или, наоборот, успешного освоения предметов.

— Что такого особенного в вашей схеме проверок контрольных, что должно повлиять на выбор образовательных учреждений в вашу пользу, ведь каждый учитель сам проводит проверочные работы и оценивает уровень знаний детей?

— Суть в результате мониторинга. Вот привычная школьная схема: скажем, математик после завершения темы во всех своих классах параллели проводит контрольную. Потом вручную проверяет. И часто вывод о том, какие разделы «запали» у ребят, делает, ориентируясь на несколько самых слабых работ. Потом, исходя из этого, начинает подтягивать сразу всю параллель. Однако такое усреднение по нескольким работам не дает реальной картины, потому что выявленные пробелы актуальны лишь для отдельных учащихся и не обязательно, что из всех классов.

Мы же составляем тестовые задания так, чтобы все подразделы темы затронуть. К слову, наши контрольные можно и в бумажном варианте решать, распечатав их на принтере. Мы делаем заключение по каждому школьнику, даем рекомендации педагогу и родителям не в целом по годовой программе, а только по проблемным блокам и разделам для конкретного ребенка. Ну, например, мы видим, что загвоздка не вообще в запятых, а в их расстановке в деепричастных оборотах. Предлагаем еще раз эту тему прочитать и сделать несколько упражнений.

— Как ни крути, но «Знаника» — коммерческий проект. Пользователи платят за ваши мониторинги, конкурсы, олимпиады?

— Что касается оценки знаний по основным предметам программы, то она бесплатная. Мы предлагаем школам проводить ее несколько раз в течение учебного года, чтобы была возможность проследить в динамике образовательный срез учащихся.

А вот дальше возможна уже и платная составляющая. Наши контрольные позволяют выделить ребят, которые на отлично справились с тестами. Им самим, их родителям и педагогам мы предлагаем попробовать силы в олимпиадном движении, в том числе и от «Знаники». Но часть заданий таких опросников повышенной сложности проверяется экспертами в ручном режиме и потому на платной основе.

Но деньги от зарегистрированных пользователей — это небольшая часть выручки, и «Знаника» не ставит перед собой задачи зарабатывать на детях и родителях. Наша школа сотрудничает с издательствами, выпускающими учебную литературу. Они заинтересованы в анализе качества своей продукции и рекламе пособий.

— Ну а что касается вашего интереса в регионах?

— В первую очередь это всё же вовлечение школ в наш мониторинг. Но не только. Мы предлагаем инструменты как для оценки и контроля качества образования, так и для его управления. Разработанные метрики позволяют сказать, улучшится ли усвоение материала школьниками, если, скажем, увеличить количество часов на данный урок. Или если установить в классах мультимедийное оборудование, отправить на курсовую подготовку по работе с новыми методиками и технологиями предметников... В условиях, когда бюджетные деньги ограничены, а потребностей в образовании много, подобные инструменты позволяют делать оптимальный выбор.

— Вы говорите об индивидуализации учебного процесса. Но не кажется ли вам, что при действующей линейно-урочной деятельности школ, когда нужно максимально загружать кабинеты и учителей, переход на персональную для ребенка образовательную траекторию просто невозможен, потому что в этом случае не нужны будут ни помещения и ни такое количество предметников?

— Переход возможен. Было бы желание. Электронные школы предлагают наставникам делать упор на работу с каждым ребенком. Другой вопрос, что учебная отрасль — очень консервативна, новое в ней приживается с трудом. Смотрите, что произошло, когда образование долгое время старалось не замечать технологической революции: школа подчистую проиграла соцсетям и компьютерным развлечениям. Почему? Потому что разработчики сайтов и проектов, давая пользователю порой не самую простую информацию, преподносят ее креативно, поддерживая интерес аудитории интересными фишками. Но далеко не все учителя используют подобные инструменты в своей работе.

Говоря о Сети, я имею в виду познавательные, обучающие проекты. Электронных, дистанционных школ сейчас много. Это говорит о том, что у подрастающего поколения есть стремление к обучению, но не занудному, а увлекательному. Именно такие программы и предлагает «Знаника». Ежегодно в сентябре количество наших пользователей каждые сутки увеличивается на 40–50 тысяч человек. Если взять за основу расчета, что среднестатистическая российская школа — это примерно 700–1000 человек, то «Знаника» в первый учебный месяц ежедневно прирастает целой улицей из школ!

— Каким же образом вы мотивируете школьников на учебу?

— Ну, в этом вопросе мы велосипед не изобретали — используем то, что проверено временем и дает результат. Если хочется сподвигнуть ребенка на задания олимпиадного уровня, то работает посыл, что он — особенный, умница и ему нужно выходить за привычные рамки. Мы каждому нашему учащемуся, по итогам конкурсов, отправляем диплом, есть система бонусов, сувениров. Регулярно напоминаем ребятам, что они могут в других наших программах поучаствовать. Как видите, ничего особенного, тут важно то, что мы заинтересованы именно в этом конкретном человеке, мы радуемся его успехам и готовы идти с ним дальше.

В образовании однозначно должны трудиться не только педагоги, но и маркетологи, технари, психологи, игротехники и даже биохимики, просчитывающие наш эмоциональный фон.

— В нашей беседе мы затронули тему отбора и сопровождения одаренных детей. Судя по миссии «Знаники», вы не считаете целесообразным талантливых школьников выделять в отдельные группы и заниматься с ними по-другому?

— Выделять таких самородков нужно. Мы против зачастую применяемого военного метода выбраковки: если изначально не идеальный образец, то бракуется. В итоге, при такой модели отсева, в ведущие вузы страны поступает лишь один из 1000 ребят с хорошими способностями. А остальным куда деваться? Нужно помочь скорректировать их учебную программу, в том числе повышенной сложности. И тогда они полнее раскроются к окончанию школы. Именно по этому принципу и строит свою работу «Знаника». Потому что образование — это всегда про будущее, в котором будут нужны люди с широким горизонтом мышления.