Среда, 08 мая 2024

Людмила Данилкина

Генеральный конструктор класса,

Из конструктора Тико можно собрать любые фигуры — от мебели до космолётов...

Фото: из архива Батецкого центра допобразования

или Как развить техническое мышление с помощью макарон

Центры дополнительного образования есть во всех районах области. И задача сейчас стоит перед ними непростая — упор в своей работе делать на техническое направление.

А возможно ли вообще в небольших сельских районах развитие этого научно-творческого блока, подразумевающего создание вариантов квантумов? За ответом на этот вопрос журналист «НВ» отправилась в Батецкий центр дополнительного образования.

Нужное бумаготворчество

Центр занимает маленькое помещение в здании общеобразовательной школы и имеет всего три штатные единицы.

— Учреждение было создано десять лет назад. Тогда оно располагалось в довольно большом, но деревянном строении с печным отоплением. По четырем направлениям с ребятишками занимались десять педагогов, — рассказывает директор Центра допобразования Юлия ШИЛИНА. — В те годы упор в большей степени делался на спортивные, туристические секции и на кружки художественно-прикладной направленности. Но время не стоит на месте, технологическая революция кардинально поменяла запросы не только детей, родителей, но и работодателей. И кому как не организациям дополнительного образования развивать у ребят навыки, давать знания, которые в будущем помогут молодёжи найти свое место в постиндустриальном мире. Да, в настоящее время Центр не располагает учебными помещениями и внушительным штатом сотрудников, но и задача перед нами теперь иная: максимально использовать имеющиеся в районе площадки — в школах, детских садах, спортивном комплексе, предлагать педагогам интересные обучающие программы, помогать методически их внедрять и обеспечивать группы нужным инвентарем.

Сейчас Центр успешно работает по шести направлениям. Но, как признаются его специалисты, основные усилия делаются именно в сторону технического развития детей.

— Когда на областном уровне заговорили о необходимости давать всем школьникам нашего региона практические технические азы, мы схватились за голову, потому что тогда в нашем представлении техническое развитие ассоциировалось только с созданием роботов, что является очень дорогостоящим делом, — продолжает Шилина. — Стереотип помогли сломать сотрудники Новгородского Кванториума и Центра детского и юношеского творчества имени Лени Голикова — они провели для педагогов нашего района мастер-классы по конструированию из макарон, бумаги и картона, конструкторов Лего и Тико.

И бумаготворчество теперь процветает в Батецкой школе — работы учащихся отправляются на областной конкурс «Изобретая будущее». Что же касается другого конструирования, то спецпрограмма для дошколят начинается с Лего. Но не только.

— Трансформируемый игровой конструктор для обучения — это набор ярких фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой и дают возможность создавать как плоскостные фигуры, так и объёмные. Конструктор предназначается для воспитанников детских садов и учащихся начальной школы. Он знакомит их с цветами, различными геометрическими фигурами, развивает мелкую моторику, фантазию, поскольку ребятишки сами придумывают, чертят схемы, по которым потом и собирают модели, — объясняет принцип обучающих программ по конструированию руководитель Центра допобразования.

Попали в сеть

Но конструкторы Лего и Тико — это только первый этап реализуемого Центром проекта сетевого взаимодействия учебных организаций Батецкого района по техническому развитию детей, стартовавшего в этом учебном году. Если младшее звено практикуется с макаронами, бумагой и сбором статичных фигур, то учащихся 5–7 классов разработчики проекта намерены привлечь непосредственно роботами. Для этого потребуются комплектующие наборы и школьный компьютерный класс.

— И снова к нам на помощь пришли коллеги из областного центра. Педагоги инженерной школы «Кабэшка» разработали свой вариант конструктора для робототехники, который по своим качествам не уступает аналогам, но при этом значительно дешевле. Для учащихся, начиная с 5 класса, со следующего учебного года планируем проводить занятия по оживлению роботов, — говорит про этапы реализации районного проекта Шилина.

Ну а батецких старшеклассников, и не исключено, что уже этим летом, пригласят на занятия по программированию. А в перспективе для них предполагается курс по 3D-моделированию для начинающих. Причем, как отмечают педагоги, для его освоения не нужен дорогостоящий принтер, достаточно специальной компьютерной программы, в которой ребята и должны будут научиться работать.

— Так что на ваш вопрос про техническое развитие детей можно ответить однозначно: создать условия для того, чтобы учащиеся могли попробовать свои силы в инженерии, конструировании, моделировании, проектировании, программировании, можно и без больших денежных вложений, было бы желание педагогов и увлеченность практическими занятиями детей, — подытожила Юлия Шилина.