или Почему специалиста по связям с общественностью потянуло в школу
К концу подходит первый образовательный сезон для участников федеральной программы «Учитель для России», работающих в школах нашей области. Среди 19 молодых педагогов и филолог средней школы деревни Борки Новгородского района Анастасия НИКИТИНА.
Бороздят просторы Вселенной...
12 апреля урок русского языка в пятом классе учительница решила сделать тематическим. Тема, понятное дело, — космос.
— Так, делимся по два человека на экипажи. И придумываем название своим командам. Скажите, какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля? — интересуется у ребят Анастасия.
Пятиклашки хором отвечают, что в этот день в 1961 году космонавт Юрий Гагарин совершил первый орбитальный полет вокруг Земли.
Учительница раздает экипажам тест по обозначенной теме, объясняет, что выполнить задания пары должны за 10 минут и что данный вопросник поможет ребятам подготовиться к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, которую классу предстоит написать в конце апреля.
— В случае затруднений вы поднимаете руку и говорите: «Хьюстон, у нас проблема». Я подойду и помогу вам разобраться, — наставляет подопечных педагог.
Дети погружаются в работу, но периодически то с одной, то с другой парты звучит: «Хьюстон, у нас проблема». Кто-то интересуется смыслом фразы про Хьюстон. И Анастасия объясняет, что около этого американского города находится центр управления и контроля за космическими полётами НАСА, но сама фраза стала распространенной после нескольких голливудских фильмов про космос.
И вот тесты решены и ждут проверки. Никитина раздает бумажные разноцветные звезды, предлагая пятиклассникам развернуто написать на них, что понравилось на уроке, что нового узнали. Приглашает ученика к доске, просит изобразить на ней точками созвездие Большой Медведицы, а затем ребята равномерно распределяют свои звездочки клейкой стороной по всей площади получившегося ковша.
Дети говорят, что им по душе пришелся тематический урок. С одной из парт поступает предложение одно из ближайших занятий по русскому языку тоже сделать узконаправленным — посвятить его школе чародейства и волшебства Хогвартс и Гарри Поттеру. Учительница соглашается.
Остаться в профессии
Участники проекта «Учитель для России» — это люди, имеющие высшее, но не педагогическое образование, опыт работы в разных областях и желание попробовать свои силы в преподавании.
— У меня мама — учительница начальных классов. И она меня отговаривала идти в педвуз, — на перемене после урока поделилась своей историей Анастасия Никитина. — Я поддалась ее уговорам и поступила на специалиста по связям с общественностью. Но, уже будучи студенткой, поняла, что по этой специальности работать не хочу. После получения диплома начались поиски себя — волонтером была, аниматором. И даже смотрителем музея в алтайской деревне. Там я проводила мероприятия для детей и осознала, что мне нравится общение с ними. Когда увидела объявление о наборе участников проекта «Учитель для России», решила подать заявку. Правда, не сразу определилась, преподавателем какого предмета хочу быть — истории или русского языка и литературы. Регион и школу выбирала сама. Новгородскую область я предпочла Калужской, а на борковской школе остановилась потому, что ее дружественная атмосфера напомнила музей алтайского села.
У начинающего педагога сейчас небольшая нагрузка — 19 часов в неделю. Она ведет уроки в 5, 7, 8 классах. Не планирует увеличить количество занятий и в следующем учебном году. Говорит, что лучше будет работать над качеством уроков, а то пока не всегда получается все запланированное сделать на занятиях, да и удерживать внимание ребят не каждый раз удается.
Филолог отмечает: из-за того, что дети мало читают, им не без труда дается русский язык — порой они не знают значения простых слов, нет понятия целостности текста. Но Никитина убеждена, что завлечь книгами и родной речью ребят можно. Она, составляя задания, старается идти от увлечений школьников, на уроках литературы самые интересные отрывки произведений зачитывает вслух... и прерывается на кульминационных моментах, подстегивая таким образом интерес ребят к текстам.
— В течение двух лет участия в программе учителя получают доплату, что значительно увеличивает наш доход. Останусь ли я в борковской школе после завершения проекта? Пока точно не знаю, возможно, на несколько лет — до перехода вот этого пятого класса, на уроке которого вы присутствовали, в старшее звено, чтобы была возможность оценить, что мне удалось сделать, а что — нет, — поделилась планами Анастасия Никитина.
И добавила, что в будущем точно продолжит трудиться в сфере образования — для этого хочет еще поучиться на психолога и социального педагога.