Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

Во множественном числе,

Теперь Старорусская гимназия — это два общеобразовательных заведения и два дошкольных

Фото: из архива «НВ»

или Зачем в области создаются учебные комплексы?

На начало этого учебного года в Новгородской области насчитывалось 190 детских садов и 164 школы. По информации регионального министерства образования, на 1 января 2020 года на их базе будут созданы 53 образовательных комплекса.

Из истории вопроса

Вообще, организация учебных комплексов — тема не новая. Еще в 90-е годы в Москве предпринимались попытки создания подобных заведений, объединяющих сразу несколько школ, садов, а иногда и центров дополнительного образования. Но просуществовали они недолго в силу несовершенства, на тот момент, российского законодательства — нормативно не была нигде зафиксирована такая организационная форма, как «учебный комплекс», а потому специалистам не засчитывался педагогический стаж, возникали вопросы по налогам и прочее.

Снова к обсуждению этой темы на федеральном уровне вернулись лет десять назад, когда образовательным организациям стали выделять бюджетные средства не по количеству классов или групп, а по численности в них детей. И встал вопрос: как при подушевом финансировании существовать небольшим сельским школам и садикам. Да и не только сельским.

В нашем регионе процесс реорганизации учебной сети уже идет лет десять, то набирая, то сбавляя обороты — образовательные учреждения и полностью закрывались, и в разряд филиалов переводились.

Новый виток начался в прошлом году, когда Новгородчина в числе 20 субъектов РФ стала участницей пилотного проекта Министерства просвещения РФ по апробации эффективных моделей управления образованием, которым предусматривается в том числе и создание комплексов.

Как пояснили в региональном министерстве образования, с ноября 2018 года совместно с муниципалитетами реализуются «дорожные карты». Результатом должно стать повышение эффективности расходования бюджетных средств. «Проводимые мероприятия (создание образовательных комплексов, централизация бухгалтерских служб, переход на централизованную закупку) позволят перераспределять высвободившиеся деньги по отрасли и направлять их на развитие системы образования, ремонты учреждений, погашение просроченной кредиторской задолженности», — говорится в официальном комментарии ведомства.

Ранее на парламентском форуме, который проходил в Великом Новгороде 13 ноября 2018 года, руководитель профильного министерства Павел ТАТАРЕНКО сообщил, что в процессе проведения оптимизации образовательных учреждений в 2019 году планируется освободить порядка 40 млн рублей.

В полку прибыло

В прошлом году одним из первых вопросом слияния школ и садов озаботился Старорусский район. Там процесс шел активно уже в октябре: 14 организаций — в качестве структурных подразделений — присоединялись к шести базовым учреждениям.

— В состав гимназии вошли школа № 4 и детские сады №№ 12, 17, — рассказывает директор Старорусской гимназии Татьяна МАТЮШКИНА. — Официально процесс слияния завершился только 1 февраля текущего года. Так что как единое целое работаем совсем недолго. И главное сейчас для руководящего звена — научиться находить общий язык, ведь если раньше заведующие садами самостоятельно решали финансовые вопросы, то сейчас им приходится обращаться ко мне как к директору.

По словам Татьяны Вячеславовны, изначально экономию средств удалось получить, создав один бухгалтерский отдел и сократив пять специалистов, а также на изменении должностей и их заработной плате — директора школы и двух садов стали заместителями. Что же касается дальнейшего сокращения расходов уже в объединённом формате, то Матюшкина сомневается, что оно будет возможно.

— Если прежде численность сотрудников каждой из четырех организаций, которые в настоящее время составляют учебный комплекс, не превышала 100 человек, то сейчас нас более 200, что по закону подразумевает иное налогообложение, — поясняет Татьяна Вячеславовна. — Когда только зашла речь о том, что к гимназии присоединят еще учреждения, была мысль отдать для старшего звена целиком одно из двух школьных зданий, максимально создав в нем условия для профильного обучения. Однако сейчас мы понимаем, что, вероятнее всего, откажемся от этой идеи. Дело в том, что в каждой школе еще при строительстве было предусмотрено по одному классу физики, химии, технологии, которых не хватит для возросшего в два раза контингента старшеклассников. А поскольку к обустройству и оборудованию подобных помещений предъявляются особые требования, придется произвести реконструкцию этажей, что очень затратно.

Что касается присоединявшихся к гимназии детских садов, то существует вопрос по дальнейшему определению их выпускников в классы — территориально они относятся к микрорайонам обслуживания других общеобразовательных учреждений. Если же перевести их в зону гимназии, то в ней будет перебор первоклашек, при этом оголятся другие школы.

— Но, безусловно, объединение учреждений подразумевает и единый учебный план, общие проекты, использование всех имеющихся ресурсов, в том числе педагогических. Сейчас приводим к единообразию всю документацию. Проводим совместные педсоветы, а также общие мероприятия. К следующему учебному году разработаем единый образовательный план, — подытожила Матюшкина.

Сельский вариант

Слияние школ и садов, находящихся в одном городе или деревне, провести всё же легче. Но в нашем регионе применяется и вариант объединения учреждений из разных населенных пунктов.

Например, когда сельскую школу или садик делают филиалом городского учебного заведения. Именно об этом в середине апреля боровичские чиновники известили на общественных слушаниях жителей Ёгольского и Железковского поселений. Граждане единогласно проголосовали против.

— О том, что наше учреждение хотят сделать подразделением другой учебной организации, мы узнали случайно из СМИ осенью 2018 года. Тогда в администрации района подтвердили факт будущей реорганизации, но без указания конкретных сроков. А в феврале этого года появилась первая официальная информация, в которой говорилось, что Ёгольская средняя школа будет присоединена к боровичской школе № 11, в состав которой уже входит городской детский сад № 13 с ёгольским филиалом, — ввела в курс дела директор Ёгольской школы Лариса КОРОВИНА, которая тоже выступает категорически против того, чтобы ее учреждение потеряло юридическую самостоятельность.

Чего опасаются деревенские жители и педагоги? Во-первых, того, что руководство городского комплекса, в условиях ограниченного бюджета, не будет уделять должного внимания сельским подразделениям. Во-вторых, того, что Ёгольскую школу переведут из разряда «средней» в «основную»: в старших классах учатся всего 3–4 человека, которым можно будет предложить ездить в городское базовое заведение, находящееся недалеко от Ёглы.

— Своего автобуса у школы № 11 нет. Детям нужно будет добираться на учебу на общественном транспорте. Проезд в одну сторону стоит 47 рублей, то есть в месяц родители должны дополнительно изыскивать около 2 000 рублей ребенку на дорогу. Кроме того, если из нашего учреждения уйдут старшие классы, уменьшится по часам учительская нагрузка и, следовательно, их заработная плата, — приводит доводы Коровина.

В комитете образования администрации Боровичского района парируют: никаких кардинальных преобразований в сельской школе не будет. И добавляют, что присоединение к городскому базовому учреждению даст больше возможностей деревенскому филиалу — станет возможна замена учителей, когда в этом появится необходимость, кроме того, в объединенном заведении увеличится количество профилей обучения.

Но эти доводы не убедили жителей двух поселений, дети из которых учатся в Ёгле. На общественных слушаниях люди предложили свой вариант создания комплекса — убрать из состава городской школы № 11 ёгольский детский сад и присоединить его к деревенской школе, что обеспечит преемственность дошкольного и школьного образования в одном населенном пункте и позволит сохранить статус юридического лица местному учебному комплексу.

Боровичские чиновники оказались не готовы к такому повороту событий. На прошлой неделе прошло заседание районной комиссии по оценке последствий реорганизаций, члены которой так и не смогли прийти к единому мнению по поводу дальнейшей судьбы сельской общеобразовательной организации. На этой неделе они соберутся еще раз.

Но какой бы вариант в конечном итоге ни был выбран, реорганизация Ёгольской средней школы должна завершиться к 1 сентября текущего года.

* * *

Процесс оптимизации общеобразовательной сети в регионе запущен, и остановить его невозможно. Правда, как показывает практика, не везде он проходит гладко. Говорить сейчас о каких-либо результатах рано. Оценить целесообразность или, напротив, ошибочность принятых решений можно будет только спустя несколько лет деятельности учебных комплексов.

Роза ШЕРАЙЗИНА, доктор педагогических наук, профессор НовГУ:

— Идея создания учебных комплексов хороша. Но её реализация не должна быть формальной. Ведь одна из главных задач таких учреждений — это единое образовательное пространство, междисциплинарное воздействие на учащихся. Когда создавался НовГУ, я выступала против этого, но время показало правильность объединения под одной крышей разных институтов и учреждений среднего профобразования, потому как нам удалось разработать и реализовать общую концепцию. Что касается слияния детских садов и школ, то должна быть преемственность обучающих и развивающих программ с прицелом в том числе и на вузы. НовГУ переходит на проектную организацию обучения студентов. Такая форма подготовки предусмотрена ФГОС на всех учебных уровнях, начиная с дошкольного. Вот и посмотрим, насколько с этой задачей справятся образовательные комплексы.