Новгородский университет переходит на новую модель образования
Накануне нового учебного года и.о. ректора НовГУ Юрий БОРОВИКОВ провёл большую пресс-конференцию. На встрече с журналистами он рассказал о результатах приёмной кампании, о выигранных университетом грантах Министерства просвещения РФ и о том, как кардинально будет перестроен учебный процесс.
Аккредитация получена
— В июле университет успешно прошёл реаккредитацию по специальностям магистратуры, аспирантуры и ординатуры, по которым в прошлом году документ о государственной аккредитации выдан не был. Чтобы наши выпускники смогли всё-таки получить диплом, университет сопровождал их в других городах. Надеюсь, что это был первый и последний раз, когда случилась подобная ситуация.
Были аккредитованы программы магистратуры, в их числе «Юриспруденция», «Математика и механика», «Экономика и управление» и «Образование и педагогические науки», специальности в аспирантуре — «Физика и астрономия», «Биологические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Электроника, радиотехника и системы связи», «Юриспруденция», «Образование и педагогические науки», «Языкознание и литературоведение» и «Культуроведение и социокультурные проекты». Аккредитованы также 23 образовательные программы по клинической медицине в ординатуре, что может стать большим подспорьем для развития региональной системы здравоохранения.
Баллы решают всё
— Средний суммарный балл поступивших в НовГУ составил 68,3, что на 2,8 балла выше результата 2018 года. Конечно, можно говорить о том, что цифры по сравнению с топовыми вузами страны невелики, но университет стремится к их уровню. У Гуманитарного института НовГУ средний балл перевалил за планку 80 баллов, у Института медицинского образования — 79,4. Минимальное количество баллов в Институте сельского хозяйства и природных ресурсов — 60,5. В прошлом году средний балл поступивших там был 55. Сейчас сельхозинститут показывает приличную динамику.
Среди самых востребованных специальностей университета такие, как стоматология (почти 7 человек на одно место), лечебное дело, а также гуманитарное направление. Здесь на одно место было подано 3–4 заявления с пакетом оригинальных документов.
Об экспансии НовГУ
— НовГУ расширяет экспансию на соседние регионы. Так, наибольшее количество его иногородних абитуриентов составили жители Ленинградской области, на втором месте — жители Санкт-Петербурга, на третьем месте — жители Псковской области. Если в 2018 году новгородцы в составе абитуриентов составляли 76%, то в этом году, предположительно, их будет около 60%. Не стану судить, хорошо это или плохо. Но для меня это — сигнал, что университет нацелен на качественных абитуриентов, и всё больше и больше молодых людей приезжают в Великий Новгород.
Ещё восемь лет назад контингент студентов НовГУ насчитывал 22 тысячи человек. В 2017 году количество студентов не дотягивало и до 8 тысяч человек. В декабрьском послании губернатора университету была поставлена задача выйти на рубеж 10 тысяч студентов. В настоящий момент количество обучающихся в НовГУ — 10 200 человек.
В этом году на все формы подготовки зачислено 2537 студентов. В октябре приедут ещё 120 человек, которые в рамках пилотного проекта будут обучаться на английском языке по направлению «Лечебное дело». Это преимущественно студенты из Бангладеш.
О местах в общежитии
— Наращивая контингент студентов, руководство университета понимает, что есть дефицит мест в студенческих общежитиях. Поэтому новгородский Медицинский колледж будет переведён из здания на улице Саши Устинова, д. 9, на площадку Института сельского хозяйства и природных ресурсов. Таким образом три этажа, на которых располагался колледж, вернут в фонд общежитий, а это приблизительно 200 мест.
Кроме того, прекращены договоры с рядом арендаторов по адресу: улица Саша Устинова, д. 1. Эти три этажа будут переданы в фонд вуза.
Университет планирует построить на земельном участке по улице Советской Армии, который находится у него в оперативном управлении, новое современное общежитие на 500 мест. Его здание будет проектироваться в стилистике Новгородской технической школы.
Документ с вопросом о строительстве общежития премьер-министру России передал губернатор Андрей Никитин. Недавно документ получил положительную резолюцию. Сейчас соответствующая служба университета занимается доукомплектованием проектно-сметной документации и оформлением документов на начало строительства.
О междисциплинарных командах
— НовГУ по результатам 2018 года сохранил за собой место в списке опорных вузов второй волны. Это предполагает соответствующее финансирование, которое будет направлено на развитие университета, в частности, на создание новых лабораторий и на трансформацию образовательной деятельности.
Начиная с первого курса весь образовательный процесс в университете постепенно будет перестроен под проектную логику, на проблемно ориентированное обучение, которое подразумевает, что все ребята будут обучаться в междисциплинарных командах приблизительно по семь человек. Результатом их деятельности на каждом этапе будет своего рода продукт — реализация проекта. А набираться пул проектов будет с учётом мнений работодателей.
Для понимания: чтобы разработать проект «Технические средства реабилитации и ассистивные технологии», требуются медик, специалист, разбирающийся в материаловедении, психолог, который работал бы с человеком, нуждающимся в реабилитации. Кроме того, внедрение самих средств в практику невозможно без юридической помощи. И, конечно, к реализации проекта надо привлекать айтишника.
В России по такой системе уже работают Тюменский государственный университет, Тюменский индустриальный университет, Уральский федеральный университет, Московский инженерно-физический университет, Северный федеральный университет и другие вузы.
О модели, в которой старшие обучают младших
— Вуз к внедрению новой модели образования готовился полтора года. От университета будут требоваться колоссальные ресурсы: человеческие, временные, финансовые. НовГУ благодаря победе в конкурсе грантов Открытого университета «Сколково» удалось провести школу наставничества. Она стала предтечей для перехода на новую модель образования. Из числа сотрудников университета были подготовлены наставники и тьюторы, которые будут сопровождать и направлять ребят.
Новая модель образования подразумевает, что будет налажено тесное взаимодействие со всем научно-образовательным комплексом области, а также сотрудничество со всеми школами и образовательными организациями, которые ведут подготовку по программам среднего профессионального образования. В результате школьники также будут владеть методами проектной логики и работы в команде.
Так, на базе НовГУ в 2020 году в рамках проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» откроется центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации». В нём школьники смогут заниматься научными исследованиями под руководством преподавателей вуза. Учащиеся 5–6 классов будут обучаться по направлению «Детский университет», а старшеклассники — по направлению «Малая академия».
Вместо сессий — цифровой след
— Уже со 2 сентября все первокурсники НовГУ — а это около 1250 студентов — начнут обучаться в формате, который исключает сессии и «девятую неделю». Одну неделю студенты будут заниматься в группах, разрабатывая под управлением преподавателей и тьюторов-старшекурсников свой проект, затем три недели они будут проходить обучение по классической схеме, где останутся дисциплины. За это время студенты доберут те компетенции, которые находятся у них в дефиците, а также освоят курсы, которые расширят их кругозор. Например, философия: не будет так, когда лектор говорит, что в таком-то году такой-то философ сказал так-то. Это будет философия, которая будет применима для будущего проекта студентов.
Поэтому новая модель станет вызовом для профессорско-преподавательского состава, поскольку теперь за их курсы студенты будут голосовать буквально ногами.
Помимо этого в орбиту учебного процесса будут вовлечены разного рода онлайн-курсы, электронные платформы, которые направлены на выстраивание индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Предварительные результаты перехода на новую модель станут известны после 18 недель. Тогда будет понятно, как работает система по сбору цифрового следа студента — иными словами, всех электронных документов, в которых отражаются его работа в команде, индивидуальные занятия. Если студенты не будут вовлечены в процесс получения новых компетенций, то они автоматически выпадают из него. И с такими вузу придётся расстаться. А уже сама реализация проекта подтвердит их знания.
Спрос на IT-студентов растёт
— В связи с внедрением новой модели образования возрастёт спрос на IT-технологии. В университете посчитали, что студенты по IT-направлениям — в дефиците. А для большинства команд они будут необходимы. Поэтому помимо студентов, получающих высшее образование, в команды вуза войдут первокурсники Политехнического колледжа того направления, что связано с информационными технологиями.
Более того, завершив укомплектование бюджетных мест, где средний балл составил от 4,7 до 5, приёмная комиссия приняла решение не терять ребят, оставшихся в резерве с баллом 4,3 и выше, а взять их на платное обучение. Заплатит за студентов колледжа сам университет из своих внебюджетных источников.