Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Начали с дискуссии

Руководство НовГУ сомневается, что авторами петиции выступили студенты-медики

Фото: из открытых источников

Не успел НовГУ ввести для первокурсников проектную деятельность, как в Интернете появилась анонимная петиция против неё

В начале сентября на одной из интернет-площадок было размещено заявление некой Анны от имени студентов первого курса Института медицинского образования НовГУ с требованием: «Верните нам официальный учебный план».

Анонимное творчество

В петиции сказано буквально следующее: «С сентября 2019 года Новгородский государственный университет перешёл на новую образовательную программу НТИ, целью которой является разработка научных проектов, направленных на развитие новейших сфер российской экономики. Перестройка учебного плана коснулась исключительно студентов первого курса. В частности, сократилось количество часов таких предметов, как химия, анатомия, латинский язык, и других дисциплин, являющихся основными для студентов Лечебного дела. Одним из ключевых направлений подготовки первокурсников стала проектная деятельность, занимающая часть времени, которая прежде отводилась на изучение медицинских и естественно-научных дисциплин». И далее: «Мы считаем, что необходимо пересмотреть действующую образовательную программу первого курса Института медицинского образования на 2019/2020 годы, потому что нас волнует следующее: учебный план, по которому мы занимаемся, не соответствует задокументированному на официальном сайте НовГУ».

После прочтения текста у пользователя должно сложиться впечатление, что будущие врачи, стоматологи и фармацевты сейчас вовсю пыхтят над созданием каких-то проектов, вместо того, чтобы осваивать учебные предметы.

Сообщение неизвестного автора не прошло мимо внимания СМИ. Растиражированная интернет-изданиями жалоба подняла общественный шум. И главная цель, ради которой, собственно, и создавалась петиция, была достигнута. Она и сейчас продолжает набирать подписи. Но в чём их смысл — не ясно. До сих пор ни к кому из руководства вуза официальное письмо не поступило.

Между тем реакция от университета не заставила себя долго ждать. Составителю обращения ответил Юрий ДАНЕЙКИН, проректор по образовательной деятельности НовГУ. Прежде всего он указал на нестыковки между информацией, изложенной в петиции, и существующим положением дел в ИМО, а также в целом в вузе. Мягко говоря, она искажена. Так, делать какие-либо выводы о проектной деятельности студенты пока не могут по той простой причине, что проектный блок в образовательной программе первокурсников начнётся только с 30 сентября.

— В петиции идет речь про «образовательную программу НТИ». Новая образовательная модель не имеет к НТИ никакого отношения, за исключением того, что мы используем отработанные инструменты платформы. На каком основании авторы петиции сделали вывод о том, что наше образование теперь будет подчинено только Национальной технологической инициативе, понять сложно. Ни в установочных лекциях, ни в презентациях, которые были высланы студентам на почту, ничего об этом сказано не было, — прокомментировал Юрий Данейкин. — Утверждение о том, что сократилось время на освоение естественно-научных дисциплин, также не имеет никаких оснований. Образовательные программы медицинских направлений соответствуют ФГОС 3+ (Лечебное дело, Стоматология) и ФГОС 3++ (Фармация). Программы включают в себя полный набор дисциплин и объем нагрузки, необходимые для получения диплома государственного образца соответствующей специализации и овладения профессиональными компетенциями.

Виртуальные группы

Поскольку тема реформы образовательной модели в НовГУ здорово всколыхнула региональное информационное пространство, отчего, можно предположить, и появилась подобного рода петиция, «НВ» решили выяснить, что в университете происходит нового.

По словам заместителя начальника управления образовательной деятельностью НовГУ Натальи ФЕДОТОВОЙ, на данный момент времени единственное нововведение, с которым столкнулись все первокурсники университета: лекции по общим предметам — «Философия», «Русский язык и культура речи», «Психология» и «Иностранный язык» — проводятся по новым правилам. Теперь на занятиях по данным дисциплинам встречаются студенты абсолютно разных специальностей. Так, в одной группе могут оказаться будущие менеджер, культуролог, программист, врач, эколог.

— Все 1283 первокурсника НовГУ были распределены по так называемым виртуальным группам, которые сформированы по принципу, чтобы в них одинаково были представлены студенты первого курса естественно-научного, технического, гуманитарного, педагогического и ИТ-направлений, — сказала она. — В результате создаются междисциплинарные потоки. Сделано это для того, чтобы тему лекции можно было бы обсудить с разных точек зрения. В результате в самом начале обучения молодые люди могут развивать навыки ведения дискуссии. А это в современном мире — очень важное качество. Не секрет, что нередко студенты, для которых гуманитарные предметы не являются основными для их профессиональной подготовки, лекции и семинары по культурологии и философии воспринимают как возможность отдохнуть. Но такого уже не будет.

В университете не скрывают, что переход на образовательную модель, в которой на первый план выходит обучение проектной деятельности, — это попытка повысить конкурентоспособность диплома НовГУ. Когда вуз на протяжении многих лет находится в кризисе, следовать сценарию «оставить всё как есть и ничего не делать» уже нельзя.

— Сохраняются все дисциплины и профессиональные курсы, они и дальше будут реализованы в прежнем объёме. Но благодаря проектной деятельности полученные знания можно будет применить на практике, — пояснила Наталья Федотова. — Работая над проектом, студент научится правильно ставить временные рамки, составлять дорожную карту, грамотно собирать для него ресурсы. Лучше делать это на учебном полигоне, а не на работе, после окончания вуза, без соответствующей подготовки. Так, сейчас в рамках проектной деятельности университет ждёт от первокурсников, чтобы они сформулировали запрос, как сделать жизнь в кампусе и городе удобнее, а обучение — эффективным и интересным.

От такта к такту

В новой модели семестры будут разделены на такты, каждый из которых длится четыре недели. Такт предполагает освоение образовательного и проектного модуля (за исключением нулевого). Первый проектный модуль будет посвящён поиску проектных идей и формированию команд, где самое важное, как отметила Наталья Федотова, — найти единомышленников.

В одной команде должно быть не больше семи человек — оптимальный вариант, чтобы каждый нашёл в ней своё место. Остальное время в такте отводится традиционным лекционным и практическим занятиям. Ещё большую актуальность и уместность приобретает дистанционное обучение, а также онлайн-программы.

По большому счёту, самое интересное у первокурсников начнётся в октябре, когда они станут думать над идеями проектов. Помочь в этом им должны будут тьюторы. Помимо работы над мотивацией своих подопечных на них возложена обязанность оценивать вклад каждого участника проекта в общее дело, а также его старания. Это и будет формой контроля успеваемости и умений студентов.

Впрочем, это не отменяет привычных зачётов и экзаменов.

— Как и прежде, студент должен набрать не меньше того количества баллов, которое предусмотрено рабочей программой, — рассказала доцент кафедры истории государства и права НовГУ Елена МАКАРОВА, преподаватель с более чем 25-летним научно-педагогическим стажем. — Но с появлением смешанных групп балльно-рейтинговая система приобретает новый характер. Теперь преподавателю важно учитывать разнонаправленность студентов, нужно корректировать оценочные средства учебной дисциплины, учитывать разные интересы студенческой группы. В частности, необходимые баллы студент теперь набирает не за счёт рефератов, которые, и это не секрет, могут быть скачаны из Интернета, а за счёт тех средств оценки, которые предполагают рефлексию со стороны каждого участника группы, умений продемонстрировать свои аналитические способности и так далее.

Промежуточное тестирование знаний первокурсников — экватор — будет проходить с 28 октября по 2 ноября.

Юрий ДАНЕЙКИН, проректор по образовательной деятельности НовГУ:

— Руководство университета открыто к диалогу и готово отвечать на вопросы любого из студентов, мой мобильный телефон доступен каждому. Петиция про «официальный учебный план первого курса ИМО» опубликована на ресурсе, где любой подписант анонимен, и поэтому делать выводы о том, что это именно первокурсники ИМО запустили её, преждевременно. Точно ли эти люди имеют отношение к университету, сложно понять.

Ольга КАЛПИНСКАЯ, заместитель проректора НовГУ:

— Программа развития НовГУ на период с 2017 года по 2021 год согласована и утверждена региональным правительством. С её текстом можно ознакомиться на сайте университета. НовГУ как опорный вуз реализует проектно ориентированную модель образования, где используются новые дидактические методы, такие, как командная работа, индивидуальная образовательная траектория учащегося, цифровизация. Проектную деятельность вуз начал внедрять с прошлого года в небольших масштабах. Когда стало очевидно, что у него есть кадры и ресурсы, он окончательно перешёл на новую модель. Но само содержание подготовки по специальностям не изменилось.