Четверг, 26 декабря 2024

Людмила Данилкина

В адаптированном варианте,

Восьмиклассники на виртуальной экскурсии по пушкинским местам

Фото: автора

или Почему обучение особых детей нельзя ограничить лишь школьными уроками

В 1966 году в посёлке Кулотино Окуловского района было образовано одно из первых в области коррекционное образовательное учреждение для умственно отсталых детей. Сейчас это адаптированная школа-интернат № 5.

Особая ответственность

По приезде не так-то просто оказалось найти педагогов. Обнаружила я их в спортивном зале, где они собрались на большой перемене, чтобы отрепетировать свое выступление на «Битве хоров» в честь Дня учителя. Мне не оставалось ничего другого, как подхватить: «Нагружать всё больше нас стали почему-то. Нынче в школе первый класс — вроде института...».

— Не удивляйтесь, учителя наравне с детьми участвуют во всех мероприятиях, которых проводится очень много, — начинает беседу Людмила ПИСКУНОВА, заместитель директора по воспитательной работе. — Иначе и быть не может, поскольку нашим ребятишкам требуются постоянное внимание специалистов, занятия не только по основной учебной программе, но и коррекционные, творческие, спортивные.

В этом учебном году в школе 88 учащихся с 1 по 11 класс. Есть круглосуточный интернат. По закону обучающиеся адаптированных образовательных учреждений получают бесплатное питание, всё необходимое для занятий, проживающим в интернате полагаются ещё одежда и обувь — тоже за счет бюджетных средств.

Педагог Тамара Сергеева на занятии с ученицей Анастасией Кузьминой

— Дети в адаптированное учреждение зачисляются по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Правда, для родителей этот документ носит лишь рекомендательный характер, то есть мамы и папы вправе определить ребенка и в обычную школу, — продолжает разговор Людмила Пискунова. — Что иногда, к сожалению, приводит к ещё худшим последствиям. Почему? Потому что дети первого вида (задержка психического развития, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. — Прим. авт.) и второго (глубокая умственная отсталость. — Прим. авт.) нуждаются в отдельных программах и специальных методиках обучения, которыми, за редким исключением, не владеют учителя общеобразовательных классов. В итоге бывает, что ребенка к нам переводят в 7–8 классе, а он элементарно не умеет считать до ста...

На учебные заведения для особых детей, так же как и на обычные школы, распространяются подушевое финансирование и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

— У нас начальная школа перешла на ФГОС. И есть сложности, — говорит педагог младших классов адаптированного заведения Наталья КАДИРОВА. — Дело в том, что раньше дети с глубокой умственной отсталостью вообще не обучались в школах. И образовательные программы были ориентированы на ребятишек первого вида. Но правила изменились, и уже несколько лет мы занимаемся с учениками, имеющими очень серьезные отклонения. А ФГОС этого не учитывает — предлагает учебные блоки, которые некоторым нашим подопечным не под силу. Так, если раньше дети учили наизусть таблицу умножения и применяли её, то сейчас для многих это проблема — им, чтобы решать, нужно обязательно видеть таблицу перед глазами.

Но несмотря на отдельные трудности педагоги школы-интерната № 5 делают всё от них зависящее, чтобы дети хорошо учились и получали трудовые навыки.

Профессиональный ориентир

И им это удается. Так, в последние четыре года все выпускники получали квалификационный разряд по профессии.

— У нас четыре профиля трудового обучения: швейное, слесарное, столярное дело, цветоводство и декоративное садоводство, — продолжает Пискунова. — Ребята с глубокой умственной отсталостью идут на цветовода. Правда, в связи с тем, что «тяжелых» детей в плане их способностей меньше не становится, думаем открыть ещё одно направление попроще — клининг.

Благодаря спонсорам швейный кабинет получил новые машинки. Столярным и слесарным станкам хоть и много лет, но все они в рабочем состоянии, и мальчишки на них трудятся. Учащихся школы на практику охотно берут окуловские компании. А после окончания 9 или 11 класса выпускники без труда поступают в колледжи и техникумы области.

— В прошлом учебном году наша ученица заняла четвертое место в региональном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в компетенции «Вышивка», — рассказывает Тамара СЕРГЕЕВА, наставник девушки, мастер швейного дела. — К сожалению, не было в рамках этого конкурса профилей трудового обучения нашей школы. И не только нашей. Тогда педагоги региональных адаптированных учебных учреждений свои предложения дали организаторам состязания. И, насколько знаю, в этом учебном году соревновательных компетенций станет больше. Так, точно будет столярное дело, что позволит отправить на конкурс наших мальчиков.

Трудовая составляющая — одна из основных в интернате. Перед ребятами с особенностями развития не ставятся научно-исследовательские задачи, их не нацеливают на погружение в IT-технологии, здесь им дают минимальный набор общих знаний и профессию — то, что позволит им в будущем жить полноценно.

И именно трудовой профиль намерены развивать в этом учреждении— из Москвы пришло подтверждение, что в 2020 году в рамках реализации в Новгородской области национального проекта «Образование» адаптированная школа-интернат № 5 получит бюджетные средства на закупку новых станков в слесарную и столярную мастерские.