Вторник, 05 ноября 2024

Людмила Данилкина

По стандартному пути

За четыре года школы должны будут перейти на новые стандарты

Фото: из открытых источников

Каждый школьник должен написать автобиографию и резюме...

Почти два года педагогическое сообщество спорило по поводу предложенного проекта нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСа). В конце 2019-го в полемике была поставлена точка. На федеральном уровне решили: ФГОСу быть. Поэтапно вводить стандарт начального и основного общего образования начнут с 1 сентября 2021 года, переходный этап продлится до 2024 года.

Третий, пошёл!

В первый раз стандарты были приняты в 2004 году. Основной их целью был не личностный, а предметный результат, ввиду чего они быстро устарели.

Второе поколение разрабатывалось с 2009 по 2012 год и всё ещё внедряется в общеобразовательных организациях. В этих стандартах акцент сделан на способности детей самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми.

И вот на подходе — новый вариант. Главной задачей ФГОСа третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся, педагогам, школе в целом.

По ФГОСу пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Так, например, к концу начальной школы ребёнок должен уметь писать под диктовку тексты объёмом до 80 слов, самостоятельно составлять текст объявления, письма или открытки. По литературе — сочинить сказку, рассказ по аналогии с прочитанным.

По математике младшему школьнику предписано считать, сравнивать числа в пределах миллиона. Складывать и вычитать устно — в пределах 100. А ещё пользоваться информацией в таблицах и диаграммах — суметь «прочитать» счёт, прайс-лист.

Старшеклассников на уроках русского научат оформлять деловые бумаги: заявление, инструкцию, объяснительную записку, расписку, автобиографию, характеристику. Кроме того, ребятам предстоит овладеть мастерством писать в классе сочинения, чтобы в них было не менее 250 слов.

На обществознании им придётся находить и извлекать политическую, правовую и социологическую информацию в публикациях СМИ. Называть виды налогов, признаки финансовых пирамид, составлять эффективное резюме для приёма на работу.

На ОБЖ подросткам расскажут про буллинг, киберугрозы и как от них защищаться, предотвращать риски и угрозы в Интернете.

Не менее интересны и требования к школам. В кабинете русского языка и литературы должны быть не только мебель, но и технические и электронные средства обучения. В музыкальном классе помимо вышеперечисленного — ещё и музыкальный инструмент. Полный лабораторный комплект — в кабинетах физики, химии, биологии.

И — внимание! — в любой школе должны быть спортивный зал, помещения для спортинвентаря, раздевалки для мальчиков и девочек, а также гардероб, санузел, пищеблок, комнаты отдыха и психологической разгрузки...

Мнения разделились

Проект нового ФГОСа не зря долго обсуждался и дорабатывался — у него нашлись как сторонники, так и яростные противники. Эксперты отмечают, что в целом обновление стандартов обеспечит создание единого образовательного пространства в России, что благодаря ему учитель будет чётко представлять образовательный минимум, который он обязан дать ученику, а родитель — какие знания получит его ребёнок.

Так, по словам Алихана ДИНАЕВА, «Учителя России-2018», в действующих сейчас ФГОСах предметные результаты скрыты за расплывчатыми формулировками: «Например, одним из результатов обучения по обществознанию является понимание основных принципов современных научных теорий общественного развития». Но каких именно теорий? Насколько подробно мы должны их изучать? Новые стандарты — шаг вперёд. Они сохраняют в себе преимущества нынешних нормативных документов. Возвращают в школы конкретные предметные результаты: ниже этого уровня подготовка школьника быть не может, а выше — пожалуйста. Дают широкие возможности для творчества, позволяют учитывать интересы школьников и региональные особенности».

По мнению же профессора Института образования ВШЭ Елены ЧЕРНОБАЙ, новые стандарты, если останутся в том же виде, что и сейчас, отбросят школу далеко назад: «Они не дают отслеживать индивидуальный прогресс учеников, что не помогает сформироваться у них «умению учиться». Из класса в класс даются многочисленные повторы материала — без преемственности и усложнения заданий. Содержание жёстко фиксируется по годам обучения, что почти не оставляет возможности для вариативности обучения и персонального подхода. В госстандарте есть список результатов, что должен знать школьник, но смыслового разграничения по годам — зачем это знать после восьмого, а это — после девятого класса — нет... Нам нельзя возвращаться к «заучиванию». То, как мы будем жить через 20–30 лет, напрямую зависит от компетентностей, навыков и развитости талантов тех, кто сегодня ходит в школу. А поколение тех, кто «учил, но забыл», вряд ли приведёт нашу страну к процветанию».

Татьяна МАТЮШКИНА, директор Старорусской гимназии:

На уровне района ни с учителями, ни с руководителями школ проект нового ФГОСа не обсуждался. Мы только по разговорам знаем, что вроде как предлагаемый стандарт разрешает учебному заведению на своё усмотрение вводить обязательный второй иностранный язык. Надеемся именно на такую формулировку, потому как преподавание второго языка является для многих школ проблемой.

Наталья ЖЕЛТЫШЕВА, заместитель директора средней школы № 36 Великого Новгорода:

Как управленца меня беспокоит ситуация с учебниками в контексте ФГОСа — будет меняться и их содержание, и количество в федеральном перечне, а это значит, что школам придётся делать закупки новых изданий, к качеству содержания которых, возможно, возникнут вопросы. А как филологу мне непонятен возврат во ФГОСе третьего поколения к таким требованиям, как «что имел в виду писатель?». На мой взгляд, разговор об авторской позиции и проблематике текста не подходит для многих произведений, написанных в последнее столетие.