Суббота, 18 мая 2024

Людмила Данилкина

Урок по контракту,

Виктория Цареградская (вверху справа) со своими учениками на детской конференции в новгородской «Точке кипения».

Фото: из архива Перелучской школы

или Почему у школьной доски не всем учителям хватает места

В прошлом образовательном сезоне наш регион вошёл в программу «Учитель для России». Она позволяет за счёт молодых, амбициозных выпускников — не обязательно педагогических вузов, но имеющих желание попробовать себя на преподавательском поприще хотя бы на два года (столько длится участие в проекте) — решить кадровую проблему в школах.

Сейчас 23 молодых дарования трудятся в 10 школах Новгородского, Парфинского, Старорусского, Маловишерского, Боровичского районов и областного центра.

Для сравнения: в 2018 году с 1 сентября к урокам в классах приступили 19 начинающих педагогов. Но некоторые из них сошли с дистанции. Так, например, случилось в школе деревни Перелучи Боровичского района.

— Изначально у нас было трое ребят из российской программы. И они нас полностью устраивали. Но численность школьников сократилась — сейчас в классах всего 47 детей, притом что здание рассчитано на 120. Естественно, уменьшилось и количество урочных часов у педагогов. А по контракту образовательная организация должна обеспечить участникам проекта нагрузку не менее 9 часов в неделю. Мы это обязательство выполнить не смогли. Пришлось расстаться с филологом и математиком, — рассказала директор Перелучской средней школы Светлана АНДРЕЕВА.

Однако, по словам руководителя общеобразовательного учреждения, потребность в кадрах есть — нужен учитель иностранных языков, в перспективе — географ, химик и биолог.

— Надеюсь на федеральный проект «Земский учитель», в который вошла и наша школа. Если обязательный для отработки срок для специалистов программы «Учитель для России» — всего два года, то для земского педагога — пять лет. За это время человек, как правило, успевает обжиться и прикипеть к месту, — резюмировала Андреева.

У оставшейся в Перелучской школе участницы проекта «Учитель для России» Виктории ЦАРЕГРАДСКОЙ — несколько иное мнение. Она полагает, что в идеале стоило бы соединить обе эти программы: миллион рублей педагогу и пять лет контракта со школой — с одной стороны, и мощная методическая, наставническая, обучающая поддержка — с другой.

— Чтобы обеспечить равные условия обучения для сельских ребятишек и городских, а я убеждена, что нельзя закрывать деревенские школы, нужно не просто «привязать» деньгами педагога к классу, а создать условия для постоянного профессионального роста, поиска новых форм работы с детьми — для достижения ими предметных, метапредметных и личностных результатов, — говорит учитель истории и обществознания.

Цареградская, в отличие от многих других коллег по проекту, — опытный педагог: ранее работала в одной из школ Санкт-Петербурга. Говорит, что два года программы «Учитель для России» многое ей дали — как раз с точки зрения профессионального роста.

На вопрос, не планирует ли остаться трудиться в Перелучской школе после окончания контракта, ответила, что пока решение не приняла. Но добавила, что точно останется в образовании.