Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Пилотный учитель

Анастасия Никитина, участница проекта, учитель русского языка и литературы школы деревни Борки Новгородского района.

Фото: автора

Как при помощи индивидуальной подготовки куют педагогические кадры для школ

Третий год Новгородская область участвует в программе «Учитель для России», цель которой — приглашать в школы педагогические кадры. Поскольку задействованы не только образовательные учреждения, органы управления ими, но и партнёры из числа частных компаний, потенциальных участников проекта — много. Как и заявок из регионов на учителей начальных классов, иностранного языка, математики, физики, литературы, истории...

ЗАГРУЖЕН ДЕТЬМИ

Стартовавшая пять лет назад программа в настоящее время реализуется в шести регионах страны. Стать её участником может любой гражданин России, имеющий высшее, не обязательно педагогическое образование, желающий попробовать себя в качестве учителя.

90% участников проекта «Учитель для России» после завершения контрактов остаются в сфере образования. Из них около 30% — в том регионе, где отработали два года.

Летом участники проекта проходят пятинедельный интенсив, включающий основы методики преподавания, возрастной психологии, конфликтологии, предметных знаний, требований ФГОС и непосредственной работы с детьми. А первого сентября выходят на работу на два года в выбранную ими школу из числа вошедших в программу.

Помимо заработной платы, согласно штатному расписанию и урочной нагрузке в данном образовательном учреждении, ребята дополнительно от партнёров проекта ежемесячно получают ещё 20 тыс. рублей стипендии и 15 тыс. рублей в случае переезда в другой регион — на аренду жилья.

— Учителя с большим трудовым стажем иногда высказывают в адрес проекта претензии, мол, нельзя за несколько месяцев сделать педагога из специалиста совершенно другого профиля. А мы и не стремимся вложить в участников весь вузовский курс подготовки перед тем, как они разъедутся по школам. Мы снабжаем их набором первой необходимости, позволяющим начать работать в классе. И дополняем его уже в процессе деятельности ребят, — говорит Ярослав АРТЮХИН, директор программы «Учитель для России» в Новгородской области. — Особенность проекта в том, что участники и на протяжении двух лет преподавания в школе продолжают повышать свой уровень — учатся по программе профпереподготовки ВШЭ, разработанной специально для нашей программы. Я как куратор раз в месяц обязательно бываю на уроках у каждого подопечного, по окончании которых мы вместе их разбираем. Когда видим, что у человека есть пробелы по дисциплине в классе, подключаем лучших экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга. Есть трудности в методике преподавания — делаем упор на этом. В самих школах часто за каждым новичком закрепляется наставник. Кроме того, ребята регулярно ездят в другие участвующие в проекте регионы — на различные тренинги, конференции, мастер-классы, обмениваются опытом с друзьями из своего же набора. При подготовке педагогов мы используем индивидуальный, а не конвейерный подход.

контракты заканчиваются у 12 участников проекта, пришедших в школы области в 2018 году. Решение остаться на Новгородчине приняли двое ребят.

При этом, как утверждает Артюхин, за пять лет программа изменилась. Так, сейчас по запросам школ-участников учат ещё и проектной работе с тем, чтобы потом они с детьми разрабатывали и реализовывали идеи в комплексе. Расширяются и направления проекта — прежде упор делался только на предметников для среднего и старшего звена, теперь же ведётся ещё и подготовка учителей начальных классов.

УСПЕШНЫЙ ОПЫТ

В региональном министерстве образования говорят, что пристально наблюдали и оценивали результаты работы педагогов из проекта, которые по контракту пришли трудиться в школы области в прошлом учебном году.

— Ребята хорошо себя показали. Для области участие в программе — это ещё и возможность пригласить для детей в классы людей, у которых есть другой профессиональный опыт. Как правило, такие педагоги проводят нестандартные уроки. Мы утвердились в том, что регион будет и дальше участвовать в программе «Учитель для России». Именно поэтому и в нынешнем образовательном сезоне в ряде школ были приняты на работу его участники. Если говорить в целом, то сейчас в 10 учебных организациях трудятся 23 педагога из проекта. И в настоящее время мы готовим заявку на новое пополнение — с 1 сентября 2020 года, — объяснила позицию министр образования Новгородской области Евгения СЕРЕБРЯКОВА.

По ее мнению, программа, в которую по большей части приходят неспециалисты, не должна пугать педагогическое сообщество. Потому что профессионалы других отраслей привносят новые подходы в консервативную систему отечественного образования.

— Это инициативные ребята, которые помимо урочной нагрузки берутся ещё вести кружки, вовлекают детей в научно-исследовательские, волонтёрские, спортивные проекты, — говорит министр. — Нестандартное, перспективное и разностороннее мышление педагогов новой формации позволяет им получать грантовую поддержку на реализацию своих идей. То есть в финансовом плане они не зациклены на одну учительскую зарплату. При этом своими достижениями, наработками они охотно делятся с коллегами, приглашая к сотрудничеству.

В планах министерства — ориентировать участников проекта «Учитель для России» на работу в тех сельских школах области, где идёт обновление материально-технической базы по федеральным программам «Точка роста» и «Цифровая образовательная среда».

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Финансирование проекта идёт из нескольких источников: бюджета субъекта РФ, Сбербанка, частных федеральных и региональных фирм.

— Наша компания базируется в Маловишерском районе. И периодически возникают ситуации, когда опытные сотрудники уезжают в Великий Новгород или Санкт-Петербург, потому что их дети-старшеклассники начинают усиленно готовиться к ЕГЭ, для чего требуются дополнительные занятия с предметниками, каковых в Малой Вишере не хватает, — рассказывает предысторию партнёрства с проектом генеральный директор ООО «Хасслахерлес» Герхард КИРХМАЙЕР. — Мы уже стали думать над разработкой своей программы по поддержке педагогов, но узнав об «Учителе для России», включились в неё. С 1 сентября 2019 года обеспечиваем предусмотренную проектом стипендию трём молодым дарованиям из маловишерской школы № 1.

Кирхмайер убежден, что и в небольших городах России, на которые своё внимание всё больше обращают инвесторы, наравне с мегаполисами тоже должно идти развитие — жилищное, культурное, образовательное. А без этого, как ни старайся, удержать людей в провинции не удастся.

* * *

Сейчас идёт сбор заявок на участие в новом сезоне проекта — и от школ, и от потенциальных педагогов. В планах организаторов программы — осенью направить в регионы 160 прошедших подготовку человек. Сколько учителей придут в школы Новгородчины — пока не ясно. Однако точно известно, что всего на настоящий момент общеобразовательным учреждениям области требуются 173 педагога. Больше всего заявок на учителей иностранных языков, математики, истории и обществознания.

НА ПОДХОДЕ «ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ»

Эта федеральная программа начала действовать в России с января текущего года. Её цель — обеспечить преподавательскими кадрами сельские районы и малые города страны с населением до 50 тыс. человек.

Учителя, попавшие в программу и переехавшие в выбранное место работы, получат от государства 1 млн рублей, а перебравшиеся на Дальний Восток — 2 млн рублей.

По информации регионального министерства образования, в нашей области 1 сентября этого года должны будут приступить к работе 13 земских учителей.