Как живётся сельской девятилетке, в которой — всего 18 учеников и шесть педагогов
Школа в деревне Боровно Окуловского района в следующем году отметит 160-летие. К ее развитию в свое время приложил руку принц Петр Ольденбургский, находившийся в родстве с царским семейством. И этот факт ныне действующему учебному учреждению одновременно пошел и на пользу, и во вред.
Несколько лет назад шефство над школой взяло Императорское православное палестинское общество (ИППО), членом которого был отец принца Петра Ольденбургского. Благодаря попечителям основное учебное здание перестало обогреваться печками, на фундамент была поднята деревянная пристройка, сделан септик. В планах шефов значились еще ремонт второго, деревянного корпуса образовательного заведения и строительство спортзала. Но когда местные жители да столичные дачники начали скандалить из-за небольшого участка грунтовки, ведущей к колодцу с питьевой водой, но проходящей через огороженную забором территорию школы, и спор этот затянулся на годы, и каждый раз в него пытались вовлечь ИППО, попечительский совет прекратил свою работу.
Написанное выше — это справка из истории, прошлой и недавней, деревенской школы. А сам наш рассказ о настоящем девятилетки…
Школа советской эпохи
В прошлом — выпускница этого образовательного заведения, а сейчас — директор Елена КУШИНА говорит, что было время, когда более 100 учащихся занимались в классах.
— В 2010 году школа перестала быть средней. Сейчас у нас — 18 детей. Помимо тех, что живут в Боровно, возим еще ребятишек из трех деревень. Наполняемость в классах — от двух до пяти человек, — рассказывает Елена Алексеевна. — И это позволяет педагогам заниматься с каждым ребенком индивидуально. За 30 лет, что руковожу школой, всего двое или трое старшеклассников не сдали выпускные экзамены. У нас нет прогульщиков и лоботрясов, нет и социально запущенных детей — мы контактируем со всеми родителями и в курсе семейных ситуаций.
Школьные старожилы не помнят, проводился ли когда в учебной двухэтажке капитальный ремонт. В классах — доски и парты еще советской эпохи. Давно нет в штате учреждения техперсонала: учителя все делают сами. Зато есть дружный коллектив педагогов и детей. Учащиеся пользуются на уроках гаджетами, занимаются при помощи электронных образовательных платформ.
— В следующем учебном году у нас будет 20 учащихся. При этом вопрос о закрытии школы не стоит, — продолжает разговор директор. — Но проблемы, конечно, есть. И первая — это заработная плата педагогов, напрямую зависящая от количества детей. В настоящее время трудятся шесть учителей, и некоторые ведут сразу несколько дисциплин, например, русский язык, математику, технологию, физкультуру, музыку и ИЗО. К нам из Окуловки три раза в неделю, когда в Боровно ходит автобус из райцентра, приезжает учитель немецкого языка с большим стажем работы. У нее — 18 учебных часов, как раз на одну ставку. Так вот по деньгам это выходит меньше минимального размера оплаты труда, и ей доплачивают до МРОТ.
Вторая проблема — кадровая. Средний возраст специалистов — далеко за 50 лет. Молодежь, по словам Кушиной, в отдаленную сельскую школу ехать не хочет. В прошлом трудились филологи, но, набравшись опыта, перебрались в город. Правда, в следующем учебном году молодой педагог из Окуловки обещает трижды в неделю приезжать и проводить уроки русского и литературы.
Учить на учителя
Собравшиеся в учительской после уроков педагоги согласились с мнением директора, что в школе дети и наставники — большая дружная семья. И добавили, что малокомплектные сельские общеобразовательные учреждения решить кадровый вопрос могут только одним способом — своих учащихся нацеливать на педагогику.
— Я в образовании — 50 лет. Когда-то с подружкой сами попросились на практику в Боровно — хотели, прежде чем идти в городскую школу, попробовать свои силы в небольших деревенских классах, — рассказывает математик Нина КИРИЛЛОВА. — Попробовали. В итоге я осталась здесь.
Опытный педагог Нина Алексеевна убежденно заявляет, что нынешние дети мало чем отличаются от других поколений: стоит их заинтересовать темой, и они будут в ней разбираться. От наставника требуется лишь направлять ребятню в нужное русло.
— Мы ведь и в советские годы присматривались к старшеклассникам с тем, чтобы некоторым после получения аттестата предложить идти в педагогические вузы. Так, по моему совету выпускница, а теперь — директор нашей школы, пошла в учителя, — поделилась деталями профориентационной работы с детьми Кириллова.
Не оставляет преподавание в девятилетке и Людмила КУРОЕДОВА, глава Турбинного сельского поселения, в состав которого входит деревня Боровно.
— Я — из местных и заканчивала нашу школу. К слову, на учителя химии и биологии тоже пошла по совету Нины Алексеевны Кирилловой, — говорит Людмила Алексеевна. — Мой педстаж — больше 20 лет. Возглавить поселение меня попросили жители. А я — такой человек, что если берусь за что, то делаю на совесть. И именно поэтому не могу оставить школьников без знаний химии и по-прежнему веду уроки.
* * *
На этой неделе из-за сложной эпидситуации в регионе учащиеся и педагоги школы в Боровно находятся на самоизоляции. Будут учить и учиться в дистанционном формате. Но как сказали предметники, ребятишки сейчас то и дело звонят им и пишут в соцсетях: просят проконсультировать по заданиям, проверить домашнюю работу, помочь разобрать ошибки.
Так что образовательный процесс не прекращается…
* * *
В 2020 году школа деревни Боровно Окуловского района принимает участие в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда». Будут приобретены интерактивная доска, а также планшеты для педагогов и всех учащихся.