Пятница, 27 декабря 2024

Людмила Данилкина

Работа на камеру

Как показал опрос, каждому третьему школьнику трудно заставить себя выполнять домашнее задание

Фото: yandex.com

Вынужденный переход на дистанционное обучение — это проверка нашей готовности к цифровой реальности

Образовательные интернет-платформы не сегодня возникли — некоторые много лет уже успешно продвигают свои обучающие курсы на коммерческой основе. И ими пользуются наиболее активные и продвинутые педагоги, дети и их родители.

Так отчего же тогда шумиху вызвал апрельский, из-за коронавируса, переход российских школ на дистанционный режим? Есть мнение, что в целом система образования страны оказалась не готова к новому формату.

«НВ» спросили об этом родителей и учителей. Мнения разделились.

УЧИТЕЛЬ НА СВЯЗИ

Мамы и папы, которым сейчас приходится вместе с детьми постигать науки на расстоянии от школы, отмечают, что не у всех дома есть технические возможности, чтобы присутствовать на уроках онлайн. Да и к такой учебной модели многие учащиеся пока относятся как к игре.

— Наблюдаю за онлайн-уроками, которые педагог проводит для четвёртого класса, где учится и мой сын. Во-первых, не все дети присутствуют на них — возможно, у них на компьютерах нет вебкамеры. Во-вторых, некоторые ребята воспринимают такие занятия не как обычный обязательный школьный формат, а как возможность пообщаться с друзьями и подурачиться перед камерой. При этом учительница, как может, старается донести до класса информацию по теме, — говорит новгородка, многодетная мама Юлия ШВАЧКО.

По её мнению, за дистанционным обучением — будущее, и необходимо уже сейчас начинать приучать к нему школьников, но на процесс привыкания и адаптации, вероятнее всего, уйдёт не один год.

А вот Яна АНТИПОВА считает, что в массе своей дети, особенно старшеклассники, готовы к интернет-модели обучения.

— Да, сейчас учебные платформы «зависают» из-за большого потока обращений к ним. Но не в этом, как мне кажется, основная проблема образовательного процесса на удалёнке, а в стереотипном восприятии ситуации некоторыми учителями, — рассуждает мама двух школьников. — Приведу пример: класс дочери разделён на две группы по английскому языку. В одной с 6 апреля учительница уже провела несколько онлайн-уроков, плюс какие-то дополнительные видеоролики детям прислала. Педагог другой части класса ограничилась лишь тем, что дала задания для самостоятельного выполнения. Если «висит» цифровая платформа, можно просто на телефон записать объяснение темы и разослать детям в соцсетях. Это, согласитесь, несложно. Какие-то учителя так и делают. Другие — нет.

ВОЗМОЖНОСТИ — ОГРАНИЧЕННЫЕ И БЕЗГРАНИЧНЫЕ

Педагоги в один голос заявляют, что на удалёнке тратят намного больше времени, чем прежде, на подготовку и проведение уроков, рассылку заданий учащимся и проверку выполненных работ, присылаемых мальчишками и девчонками через все доступные электронные ресурсы и каналы связи.

Как рассказала Наталья ИЗМАЙЛОВА, историк Пролетарской средней школы Новгородского района, перед отправкой детей на самоизоляцию их опросили на предмет наличия дома компьютеров и доступа в Сеть. В нескольких семьях нет технической возможности для дистанционного обучения — этих школьников педагоги консультируют по темам и дают задания по телефону.

— Цифровые платформы, которыми мы в период дистанционного обучения пользуемся, разрабатывались как дополнительные познавательные ресурсы. Они не стыкуются, да и не должны, с основной учебной программой по предметам. Да, мне частенько приходится в том же YouTube искать видеоролики по темам, которые мы с классами сейчас проходим. Но не вижу в этом ничего страшного. Напротив, приобретаю полезный опыт, который однозначно пригодится, — высказала свое мнение Наталья Анатольевна.

А в школе деревни Передки Боровичского района пока решили вообще отказаться от проведения онлайн-занятий — из-за отсутствия нужного оборудования в семьях учащихся, да и у педагогов — тоже. Но при этом и дети, и их наставники пользуются цифровыми платформами. Учителя со всеми школьниками и их родителями находятся сейчас постоянно на связи. Так что образовательный процесс идёт.

В постоянном дистанционном режиме российские школы живут всего несколько недель. Но на федеральном уровне уже сделаны некоторые выводы.

Первый. Регионам дано право досрочно отправить на каникулы учащихся 1–8 классов. По информации регионального министерства образования, в нашей области весь апрель будет учебным.

Второй. Министерство просвещения России приступило к проработке законодательного урегулирования дистанционного обучения.

* * *

Эксперты проекта ОНФ «Равные возможности — детям» и Фонда «Национальные ресурсы образования» опросили 2695 школьников от 13 до 18 лет по всей стране.

Большинство респондентов (75%) говорили, что получают письменные задания, которые нужно выполнить и прислать учителям на проверку. Темы для самостоятельного изучения получают по учебнику или дополнительной литературе 56% ребят. Готовые видеоуроки на различных ресурсах смотрят 54% опрошенных, 50% — выполняют задания на онлайн-платформах.

О том, что увеличился объём домашних заданий, заявили 77%, а 49% сказали, что стали больше уставать.

Каждому второму подростку дистанционное обучение даётся труднее, чем очное. Для 65% учащихся запоминать и понимать новый материал оказалось гораздо проще во время уроков в классе, а не на удалёнке. Шесть из десяти детей уверены, что учиться в классе интересней, чем дистанционно. Заставить себя выполнять задания очень сложно для каждого третьего школьника, а каждый пятый и вовсе воспринял карантин как продолжение каникул.

* * *

УРОК В ФОРМАТЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ

«Цифровые волонтёры» помогают учителям осваивать технологии дистанционного обучения.

Министерство образования Новгородской области совместно с министерством транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития и Новгородским университетом им. Ярослава Мудрого запустило акцию «Цифровые волонтёры». Студенты Новгородского университета помогают учителям осваивать технологии, необходимые для проведения дистанционного обучения. Волонтёры учат педагогов работать с цифровыми платформами, проводить онлайн-видеоконференции и онлайн-трансляции.

Акция стартовала в Солецком и Боровичском районах Новгородской области. В ближайшее время к ней присоединятся и остальные муниципалитеты.

* * *

Евгения СЕРЕБРЯКОВА, министр образования Новгородской области:

Практически все педагоги Новгородской области прошли обучение для работы на онлайн-платформах. Многие наши учителя уже имеют положительный опыт дистанционной работы. Однако некоторые сейчас испытывают сложности при работе с техникой, например, с организацией онлайн-трансляций в системе Zoom. Я очень рада, что студенты Новгородского университета готовы поделиться своими знаниями с учителями. Я знаю, что в Боровичах наш цифровой волонтёр помогает учителям в своей родной школе.