Воскресенье, 24 ноября 2024

Людмила Данилкина

Основной элемент

Зоя Александровна Максимова: «Перед передачей кабинета новому учителю химии тщательно проверяю все лабораторные комплекты и наглядные пособия».

Фото: Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Немало «нахимичила» с учениками Зоя Александровна Максимова за 53 года работы

Перед 1 сентября Зоя Александровна МАКСИМОВА передала бразды правления уроками химии в Наговской средней школе Старорусского района коллеге-биологу, своей же ученице.

— Но точно знаю, что без школы не смогу. Буду продолжать заниматься с ребятами — без денег, просто так. И иногда помогать на уроках опыты делать, — сортируя в кабинете документы: что в личный архив, что потребуется новому учителю химии, говорит педагог.

Зоя Александровна вспоминает, что еще в детстве, а родом она из Тамбовской области, всегда возилась с малышней. В школе больше всего нравились занятия по русскому и литературе, а также по химии, потому как учителя умели заинтересовать предметом ребят.

— Так что к окончанию школы точно знала, что пойду в педагогический. И если бы не прошла на химию, то попробовала бы на филолога, — продолжает Зоя Александровна. — Когда поступала, первый экзамен — сочинение — успешно написала, а на математику опоздала, так как заплутала в городе, который плохо знала. К тому моменту как добралась до института, экзамен уже завершился, но в секретариате вошли в мое положение и дали написать. И я поступила на учителя химии.

В 1967 году молодой специалист приехала в Нагово. Думала, что отработает положенный по распределению срок и уедет. Но понравились школа, педагогический коллектив, места и люди. Через год её назначили заместителем директора, затем она вышла замуж за рушанина, родила детей...

— Химия — сложная, но очень интересная наука! Потому что изучать ее можно не только по учебникам, но и на практике. Меня иногда спрашивают, как мне удается современных детей, почти не расстающихся с гаджетами, увлечь предметом. А у меня ребята сами при помощи реактивов вызывают химические реакции и наблюдают за их течением. Когда предлагаю им на выбор: научно-познавательный фильм посмотреть по теме занятия или лабораторные опыты сделать, они всегда выбирают последнее, — делится Зоя Александровна.

В её копилке достижений — победы учеников на областных этапах Всероссийской олимпиады по химии, титул лучшей школы региона, когда Максимова была директором, звание «Отличник народного образования». За полвека работы она помогла определиться с профессиональным выбором сотням учеников: одни стали медиками, другие трудятся на химических производствах, третьи пошли в педагогику.

— Но раньше ребята химию всё же лучше знали. Во-первых, уроков в неделю больше было, во-вторых, потому что был обязательный экзамен по этой дисциплине, — рассуждает собеседница. — Сейчас, когда химия входит в экзаменационный перечень предметов по желанию, выбирают её, к сожалению, немногие школьники.

Есть у Максимовой ещё несколько секретов успешной работы. Все 40 минут урока она отдает только химии и детям. Поощрить ребенка может не за знание темы, а за старание. Ну и строго следит за тем, чтобы учащиеся делали домашние задания. В этом детям всегда помогают родители, многие из которых в прошлом тоже учились у Зои Александровны.