Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Предвидение Соснина

Для Всероссийского конкурса Соснин подготовил урок про спасение детёнышей тюленей.

Фото: из архива Никиты Соснина

Педагог Новгородского Кванториума вошёл в топ-10 участников Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Профессиональный дебют»

Если бы три года назад 21-летнему Никите СОСНИНУ сообщили, что он станет педагогом и, более того, дойдёт до финала Всероссийского конкурса профмастерства, он бы ни за что не поверил, воспринял бы это как шутку. Но сегодня наставник геоквантума Новгородского Кванториума преподаёт управление сложными беспилотными устройствами и учит делать с их помощью фотоснимки для создания моделей зданий и местности, знакомит детей с современным программным обеспечением и показывает им, как применять полученные знания и навыки в конкретных проектах.

Изобретательский стиль

25 ноября в Санкт-Петербурге состоялся финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». В номинации «Профессиональный дебют» за победу боролись 10 педагогов. В одном из испытаний от них требовалось дать открытый урок для учащихся педагогических колледжей и вузов. Из-за ограничений, вызванных пандемией, оргкомитет заменил школьников на студентов. И в результате учитель Никита Михайлович оказался совсем немногим старше своих учеников.

— Некоторый уровень растерянности присутствовал. Всё-таки я планировал провести занятие для детей в возрасте тринадцати лет. Взрослая аудитория материал воспринимает по-другому, — рассказал молодой преподаватель. — К сожалению, в тройку лучших я не вошёл, но то, что я — в топе-10 по России, считаю достойным результатом.

Кроме того, как отметил Соснин, на конкурсе он узнал про опыт коллег из других городов страны. Он увидел, что ему есть куда профессионально расти и на что ориентироваться. Хотя за два года работы в Кванториуме некий педагогический образец у него в голове уже сложился:

— Я учился в гимназии «Гармония», где у меня было два любимых учителя: по географии и информатике. И когда я сам стал преподавателем, то мне хотелось транслировать свои знания, как это делали они, то есть научить своих воспитанников искать информацию, задавать вопросы, чтобы у них появился изобретательский стиль мышления. Часто дети, получая в школе знания по физике, химии, биологии и так далее, не понимают, как их использовать на практике.

Соснин старается, чтобы его воспитанники работали на результат. Так, его ученик десятиклассник Тимофей Самусов совместно с Череповецким металлургическим комбинатом провёл аэросъёмку водохранилища, чтобы выявить утечки токсичных веществ в грунтовые воды. Под руководством своего учителя юные кванторианцы придумали электронную карту родников Новгородской области, куда нанесли данные о 26 природных источниках, а также проект «Чистые пруды», который ляжет в основу благоустройства Северного микрорайона Великого Новгорода.

Наука и практика

Пожалуй, самое примечательное, что Никита Соснин по образованию — техник по компьютерным системам. Он — выпускник политехнического колледжа НовГУ, а в Кванториум был направлен на преддипломную практику, во время которой у него и проявились педагогические способности.

Своё учительство он завершать не собирается, напротив, хочет получить ещё и педагогическое образование. Только успеть бы всё. Сейчас учится в бакалавриате НовГУ и ещё работает в лаборатории мехатроники и робототехники Центра ассистивных технологий и технических средств реабилитации. К слову, в будущем этот Центр войдёт в состав Новгородской технической школы.

В настоящее время Никита Соснин занимается разработкой автоматизированного доводчика окон. Особенно это актуально для маломобильных граждан, которые испытывают трудности в том, чтобы открывать и закрывать окна. Конструкция может стать частью экосистемы «Умный дом». Проект по созданию доводчика уже одобрен в заочном полуфинале федеральной программы поддержки талантливой молодёжи «Умник НТИ ТЕХНЕТ 2020». Скоро станет известно, получит ли Соснин государственный грант в размере 500 тысяч рублей на его осуществление.

— Свою научную работу в лаборатории я рассматриваю как возможность выйти на специалистов, которые помогли бы моим ученикам в проектах, — объясняет Никита. — Я могу и не обладать теми компетенциями, на которые от них поступит мне запрос.

Удачным завершением рабочего дня в Кванториуме педагог считает, когда дети после занятия делятся с ним своими идеями. И не возражает, если диалог продолжается через мессенджер. А неудачным — когда он не смог вызвать у ребёнка заинтересованности по отношению к теме.

* * *

Сожалеет Соснин, что бывают моменты, когда ему надо присутствовать в двух местах одновременно. Но если приходится выбирать между занятиями в Кванториуме и форумами или семинарами, то выбирает потребности кванторианцев:

— В этом году не получилось приехать в Валдайский район на форсайт-кэмп*. Но это же не последний мой шанс. А детям нужны постоянные внимание и поддержка. Не хочу их подводить.

*Форсайт (от англ. Foresight — «предвидение») — это технология и формат коммуникации, позволяющие участникам договориться по поводу образов будущего, а также, определив желаемый, согласовать действия в его контексте.