Новгородские школьники учатся распоряжаться бюджетом
«Твой школьный бюджет» — один из проектов инициативного бюджетирования (ИБ), благодаря которому школьники могут получить средства на реализацию своих идей. Впрочем, его главный смысл — научить детей и подростков грамотно подходить к вопросам распределения средств, а также аргументированно отстаивать свою позицию. А такое умение всегда пригодится во взрослой жизни.
Первыми районами, школы которых включились в этот проект, стали Любытинский, Мошенской, Хвойнинский, Пестовский, Окуловский и Боровичский. В каждом была организована бюджетная комиссия, перед которой дети, где в очном формате, а где — в режиме онлайн, защищали свои проекты.
А среди них были предложения о создании спортивных площадок, модернизации школьных библиотек, приобретении мультимедийного оборудования и так далее. Как правило, учащиеся одной школы выдвигали несколько инициатив. Финансированием обеспечивалась та, что была лучше проработана и сформулирована.
— Идея о внедрении практики инициативного бюджетирования, где главная роль отводится школьникам, возникла на одной из стратегических сессий, — сообщила директор Центра муниципальной правовой информации Ольга НИКИФОРОВА. — Один из главных барьеров — пассивность граждан. А инициативных, что называется, надо вырастить. Было интересно узнать, как школьники отреагируют на предложение поучаствовать в проекте. Поскольку он пока пилотный, суммы в нём были задействованы небольшие: от 50 до 100 тысяч рублей. Они складывались из средств муниципального и областного бюджетов. От школьников требовалось не просто выступить с предложением и подготовить презентацию, а составить паспорт своего проекта с указанием размера финансирования, сроков реализации, предполагаемым итогом.
По словам Никифоровой, все районы — участники проекта положительно отзываются о нём и отказываться от него не собираются.
В Любытинском районе все три школы смогли благодаря «Твоему школьному бюджету» реализовать инициативы детей. Зарубинская приобрела оборудование для музейной комнаты, Неболчская провела высокоскоростной Интернет, а Любытинская обзавелась музыкальной техникой.
— Все школьные мероприятия проводят старшеклассники. Но делать их качественно не позволяло устаревшее музыкальное оборудование. Выручал наш Дом культуры, но когда техника своя, это же намного лучше, — рассказала директор Любытинской средней школы Марина ЕРШОВА. — Проект детей назывался «Да будет в школе консонанс!», это в противовес существовавшему диссонансу, получавшемуся из-за свиста и шума микрофона.
А старшеклассники боровичской школы № 9, победившие в районе с проектом школьной видеогазеты «Видеовзгляд», уже подходят к её директору Сергею АЛЕКСЕЕВУ с новыми идеями.
— Предлагают подготовить проект по организации спортивной площадки, которую можно было бы использовать и во внеурочное время, чтобы там можно было играть в волейбол и баскетбол, — пояснил он.
Впрочем, школы, не попавшие в список победителей, могут реализовать проекты через другие практики ИБ. Например, ученики боровичской школы № 8 и их родители выступили с предложением отремонтировать через «Народный бюджет» лестницу, расположенную на пути к учебному заведению. Инициативу бюджетная комиссия района одобрила.