Суббота, 21 декабря 2024

Людмила Данилкина

Идейный студент

В современных условиях известное изречение Альберта Эйнштейна вполне можно перефразировать: всё гениальное — просто, но довольно сложно в реализации...

Фото: НовГУ

В НовГУ развивается проектное обучение

Прошлый учебный сезон стал для НовГУ стартовым по внедрению проектно ориентированной образовательной модели — первокурсников разных специальностей объединили в команды и учили доводить идеи до реализации. Эти ребята и в текущем году продолжают заниматься проектной деятельностью, а в процесс включились нынешние первокурсники университета и его колледжей.

Обратиться к координатору 

Осенью 2020-го в НовГУ была создана Школа проектного обучения как координационный центр данного направления.

— Организационная структура необходима, поскольку в будущем все наши слушатели — не только студенты бакалавриата и специалитета, учащиеся колледжей НовГУ всех курсов, но и магистранты, аспиранты — будут работать над воплощением идей. А следовательно, необходимы чёткая координация процесса, встраивание данного модуля в учебную сетку групп, — говорит руководитель Школы Наталья ФЕДОТОВА. — В ходе семестров прошлого сезона мы отладили составление расписания работы команд. Пришли к выводу, что для ребят, обучающихся на специалитете, необходима разработка иного формата их участия в проектной деятельности. Как и для студентов колледжей, у которых в программе усилен практический блок подготовки.

Работа над проектом для учащихся НовГУ — обязательна, она является частью учебных дисциплин, которые оцениваются по системе зачёт/незачёт. Но это отнюдь не означает, что студенты относятся к ней формально. Прошлый учебный год показал, что большинство юношей и девушек позитивно оценили командную деятельность и на выходе продемонстрировали приличные результаты.

— Работа идёт семестрами. По итогам каждого команды защищают свои проекты, которые оценивают не только преподаватели университета, но и представители правительства области, бизнес-сообщества, — продолжает Федотова. — Перед студентами I–II курсов мы не ставим грандиозных задач — они должны понять принципы проектной модели деятельности, научиться взаимодействовать с партнёрами, оформлять идеи в конкретный план действий и выполнять его, чтобы прийти к некоему результату. В прошлом учебном сезоне мы предложили 11 направлений проектов по основной теме «Город-университет». И получили очень неплохие идеи.

В I семестре текущего года сузили проблематику до размеров кампуса, что несколько ограничило творчество ребят, и в итоге многие коллективы предлагали варианты решения одних и тех же вопросов. Во II полугодии расширим границы, но тем не менее разработчики останутся в логике региональных приоритетных направлений. А вот уже на старших курсах проектные группы в идеале должны будут работать с заказчиками в лице индустриальных партнёров для коммерциализации своих идей или вывода их в практическую плоскость.

Школа строит процесс таким образом, что реализация проектов может завершиться с окончанием семестра. В следующем — участники команд вправе в этом же составе продолжить работать над уже выбранной идеей. Или взяться за другую. Допускается и полное расформирование групп и комплектование новых.

«Эволюция 1.0» 

В январе текущего года первокурсники на конкурсе «Эволюция 1.0» презентовали проекты, над которыми трудились осенью. Всего в I семестре этого учебного сезона корпели над идеями по улучшению студенческой и преподавательской жизни, комфортности условий, образовательных программ 175 команд. В финал вышли 10 из них.

Уровень работ эксперты НовГУ, Регионального фонда развития креативной экономики, Агентства развития Новгородской области и Центра развития инноваций и промышленности оценивали по таким нескольким критериям, как, например, актуальность проекта, глубина изучения проблемы, возможность практического использования.

В итоге лучшим образовательным проектом признали видеоуроки по анатомии на французском языке. Самой достойной идеей по развитию кампуса стало предложение по созданию общедоступных компьютерных классов. Лидером в социальном профиле названа программа по трудоустройству студентов. Главный же приз достался проекту «Столовая PLUS». Команда создала мобильное приложение для заказов через Интернет еды из столовых НовГУ.

Инновационный подход 

И совсем недавно стало известно, что НовГУ получил статус федеральной инновационной площадки — как раз по апробации проектно ориентированной модели обучения.

Всего в этот список вошли 127 образовательных организаций России по самым разным направлениям. По проектной модели — только НовГУ. Это, по словам Натальи Федотовой, своего рода признание того, что вуз идёт в правильном направлении внедрения инноваций. Статус федеральной площадки позволит закрепить опыт по интеграции проектной деятельности в учебную и научную жизнь, делиться им с коллегами из других российских и зарубежных вузов и масштабировать его.

В перспективных планах Школы проектного обучения НовГУ — включение в команды учащихся школ. Выполнение студентами в проектной логике курсовых работ. Учреждение университетского грантового фонда по поддержке лучших проектов и их разработчиков.