Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Куда приводят мечты?

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

IT-технологии вернули предпринимателя Илью Комбарова в родной город

Молодой предприниматель Илья КОМБАРОВ, основатель школы IT-профессий «COD-детская школа программирования» в Великом Новгороде, уверен: чтобы добиться результата, человеку для начала нужно в своей речи отказаться от употребления частицы «бы», указывающей на условность, предположительность, желательность действия. Не говорить: «надо бы», а сразу — «надо».

Возможно, настрой на определённость и помог ему делать то, о чём он мечтал: учить детей создавать веб-страницы, сайты, игры, рисовать мультфильмы, а главное — развивать у них креативное и критическое мышление.

Когда закрывается одна дверь, открывается другая

Ради этой своей внутренней потребности он перебрался из солнечной Италии в хмурый Великий Новгород. Илья — вы это серьёзно? А он в ответ широко улыбается:

— В Великом Новгороде я прожил до 18 лет, учился в школе № 10. Потом уехал в Санкт-Петербург, а мои родители, продав свой магазинчик и небольшую квартиру, перебрались в Италию. Отправились в никуда. Но у них было огромное желание жить на море и зарабатывать, катая туристов на лодочке. Бизнес организовали в Скалее, впоследствии я к ним присоединился и помогал его развивать. Там увлёкся программированием. Поступил удалённо в нью-йоркскую Codecademy, чтобы углублённо изучать языки программирования, сайтостроение, искусственный интеллект. И в один прекрасный момент сообщил родителям, что возвращаюсь в Новгород, где хочу открыть школу.

Один из больших проектов Комбарова, который он запустил вместе с индусами и вложил в него деньги своей семьи, — сайт по продаже и бронированию билетов в знаменитые музеи разных стран: Колизей, Лувр, Версаль и так далее. Сайт был переведён на 26 языков мира, включал для оплаты 16 видов валют. Сервис обещал стать востребованным и, соответственно, успешным с точки зрения получения прибыли. Но случился коронавирус, при котором что-либо планировать, в том числе туристические поездки и экскурсии, стало невозможным, и проект стоимостью в 140 тыс. евро потерпел фиаско.

К глобальному форс-мажору и потере финансов Илья отнёсся философски — надо идти дальше, любой опыт нужно воспринимать позитивно. Впрочем, школу программирования он рассматривает не как бизнес, а как личную миссию, и стремится сделать её доступной, чтобы и семьи с невысоким доходом могли позволить себе обучать там своих детей.

IT и менталитет

Пока Илья содержит школу за счёт гонораров от выполненных заказов. Но для старта образовательного проекта Великий Новгород, по словам Комбарова, — идеальное место. В отличие от Санкт-Петербурга и Москвы он даёт бонусы в виде недорогой аренды помещения — а школа располагается на базе бизнес-инкубатора НовГУ «Да Парк» — и персонала. И для комфортной жизни в нём есть практически всё. А если чего-то недостаёт в инфраструктуре, то ничто не мешает кому-то заполнить нишу, аргументирует Илья:

— Когда я жил в России, меня не устраивало качество образования в сфере программирования. Не было и профессионалов в IT-технологиях, которые могли бы мне его дать. Мы слышали про Илона Маска, Цукерберга, которые меняют наши представления о мире, а сами мы толком и компьютера не знали. Сейчас я намерен переломить ситуацию. Перестроить менталитет своих воспитанников, чтобы в поколении 90-х годов число необразованных людей уменьшалось. Ведь без компьютерной программы, образно говоря, в магазине уже и хлеба не купить.

Ежегодно в Америке, Европе не хватает около 800 тысяч IT-специалистов. Для России нехватка кадров — тоже огромная проблема. Многие предпочитают сторониться, но решать её надо не потом, а именно сейчас.

Прежде всего Комбаров хочет разрушить стереотип, что программирование — это где-то сидеть в окружении проводов. Напротив, в IT не существует никаких барьеров, с людьми можно общаться из разных уголков земного шара. И даже возраст для того, чтобы овладеть этими знаниями, — совсем не ограничение. Илья Комбаров в айтишники переквалифицировался, когда ему исполнилось 28 лет.

— Почему-то в России многие считают, что в 40 лет жизнь заканчивается. А в Италии в этом возрасте только начинают жить, — рассказывает Илья. — За рубежом нашу страну воспринимают как нацию, где много учёных, спортсменов. Мы — пробивные, но нам не хватает улыбчивости. Но это, я думаю, не от политики, а от климата — организмам не хватает витамина D.

Больше практики, минимум лекций

Обучение в Codecademy привлекло его тем, что там сразу давались практические задания, не было нудных лекций. То, чему в России учат шесть лет, в Америке осваивают за полгода. Принцип, в общем-то, простой: «Если у тебя есть Интернет, то читай, учись, делай». Чтобы подготовить сайт, требуется просто в течение месяца этим заниматься. Кроме того, признался Илья, во время обучения он понял, что программирование — это ещё и весело.

Эту методологию бизнесмен использует и в своей школе, в которую принимает детей с восьми лет. Считает, что неспособных учеников априори нет. А такие сложные понятия, как «алгоритм», «цикл», «код», они усваивают уже на втором уроке. Главное для преподавателя — подобрать подходящую аналогию и обязательно каждые полчаса устраивать подвижные игры. Сумел учитель удержать внимание ребёнка на 15 минут — значит, заинтересовал предметом.

В планах у Комбарова — создать в Великом Новгороде большую IT-школу наподобие Гарварда или Кембриджа. Фото vk.com/codvn

— Я сотрудничаю с кафедрой информационных технологий и систем НовГУ. Его студенты ведут в моей школе занятия. Им я рассказываю про свою методику преподавания. После института они выйдут не только со знаниями программирования, но и педагогики, — говорит Комбаров. — Тренировки по киберспорту у меня проводит 19-летний парень, у которого с рождения нет одной руки. Но это не мешает ему участвовать в турнирах по Counter-Strike. Рукой он водит мышкой, а ногами печатает на клавиатуре. Для детей он — своеобразный мотиватор: и у них всё получится.

Илья хочет оборудовать в Великом Новгороде коворкинг — комфортное пространство, где айтишники могли бы заниматься своими проектами. И удивляется, что в Москве, Петербурге такие места есть, а в Новгороде их до сих пор не существует. А это же — одно из условий, чтобы специалисты оставались в городе и не уезжали из него.

Комбаров привык, что у нас девять из десяти человек его идеи встречают критикой. Он по этому поводу любит пошутить, что от замечаний «комментаторов» его спасает приобретённая в Италии черта характера — не поддаваться хандре.

* * *

В январе школа представляла собой лишь замысел. Скептики уверяли Илью, что она никому не будет нужна, тем более в период пандемии. Но за полтора месяца предпринимателю удалось закупить для неё оборудование, укомплектовать штат (хотя он нуждается ещё в учителе информатики и готов предложить специалисту заработную плату в размере 37 тыс. рублей). В данный момент в школе учатся 27 детей.

— Многие боятся мечтать. Я стремлюсь к тому, чтобы меня наградил президент. Если сталкиваюсь с негативными отзывами, то понимаю, что я делаю всё правильно: известно, что у каждого действия есть противодействие. И будет всё сделано так, как задумал, потому что, во-первых, я в это верю, а во-вторых — приложу все усилия для реализации.

На ближайшие пару лет в планах у Ильи Комбарова — вызвать интерес к IT не менее чем у 1000 ребятишек области, получить патент на образовательные программы и начать запускать школы по всей стране. Следующий этап — выход на международный рынок.