Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Больше лирик, чем физик

Новгородские школьники не проявляют большого интереса к точным наукам. Их привлекает общественно-гуманитарное направление.

Фото: из архива «НВ»

Профессиональные способности у многих новгородских школьников сформированы к гуманитарным отраслям

Ежегодно во всех районах области проводится тестирование учащихся 8–9 классов на предмет их профессионального самоопределения. В этом образовательном сезоне в опросе приняли участие порядка 6000 ребят.

— Для старшеклассников тестирование проводим в индивидуальном порядке при их обращении к нашим специалистам, массовых опросов не организуем, поскольку большинство ребят, которые идут в 10 класс, уже имеют профпредпочтения, — объясняет Ирина КРАЙНЕВА, заведующая отделом Областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. — У девятиклассников смотрим уровень сформированности интереса к тому или иному направлению, наличия способностей к этой сфере, соответствия личностных качеств. Цель же опроса восьмиклассников — определить привлекательные для них специальности и понять, есть ли у детей склонности к ним.

Результаты последнего исследования таковы: у учащихся 9 классов школ региона больше навыков и предрасположенности к гуманитарным отраслям. Так, к педагогике сформирована потребность у 52% опрошенных, к общественным наукам — у 54%, к бухгалтерской деятельности — у 49%. При этом имеют интерес и способности к физике только 13% ребят, к программированию — 15%, к лингвистике — порядка 20%, к торговому делу — 15%.

Среди восьмиклассников многие написали про свои творческие наклонности, и, как следствие, интересуются областью изобразительного искусства с точки зрения будущей работы 54% респондентов, физкультурой и спортом — 38%, столько же — юриспруденцией.

В региональном центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи отмечают, что гуманитарный крен отмечается уже длительное время. Школы по итогам опросов получают развёрнутые аналитические справки, а отдельные начинают больше заниматься с учащимися по физико-математическому и естественно-научному профилю. Но пока это кардинально не меняет общеобластную картину профессионального самоопределения детей 8–9 классов.

В центре добавляют, что в подавляющем большинстве случаев сами учащиеся и их родители соглашаются с результатами тестирования. Некоторые потом обращаются к психологам — за дополнительной, более углублённой, индивидуальной диагностикой.

Специалисты во всех подразделениях Областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи помимо индивидуальных занятий с учащимися 8—9 классов по профопределению проводят ещё и групповые тренинги «Моя профессия — мой выбор».