Для колледжей и техникумов области разработаны концепции развития
Скоро стартует приёмная кампания в учебные организации профобразования. О новых направлениях подготовки, партнёрских проектах и изменениях в ФГОС «НВ» рассказала министр образования Новгородской области Евгения СЕРЕБРЯКОВА.
— Евгения Николаевна, действительно ли, что для всех колледжей, лицеев, техникумов разработаны концепции развития?
— Да. В ближайшие годы деятельность и материально-техническая база учреждений поменяются. Вообще, среднее профессиональное образование — один из приоритетов развития области. Тут мы вполне можем конкурировать и со столицами. Москва и Санкт-Петербург в плане профподготовки больше ориентированы на обучение студентов в вузах. А удачное расположение Новгородчины даёт преимущества именно для СПО.
В первую очередь мы стараемся создать условия для успешного освоения учебных программ ребятами из нашей области, но ещё и из других субъектов РФ привлекаем абитуриентов. Так, в прошлом году в наши организации СПО приехали дети из 24 регионов России и трёх стран СНГ. Для сравнения, в 2019-м поступающие были из 10 субъектов страны.
Средний проходной балл в 2020-м — 4,1, годом ранее — 3,2. Конкурс на отдельные направления подготовки доходил прошлым летом до 12 человек на место. Это говорит, во-первых, о престиже рабочих профессий и специальностей, во-вторых, о том, что регион стал заметен на общероссийском образовательном поле, в том числе и благодаря активному участию и победам наших студентов, а также их наставников в чемпионате WorldSkills Russia.
Когда стали продумывать траектории развития организаций среднего профессионального образования, проехали по всем, встретились с главами муниципалитетов и с представителями бизнес-сообщества районов, чтобы определить, какие специалисты нужны именно на этой территории. Проанализировали имеющиеся ресурсы колледжей и техникумов, зафиксировали потребность с учётом новых блоков подготовки или перепрофилирования. То есть у каждой организации — теперь своя концепция, а не типовая.
«В СЗФО по количеству мастерских, соответствующих стандартам WorldSkills, на 1-м месте — Санкт-Петербург (86 мастерских). На 2-м — Новгородская область (82 мастерские). На 3-м — Калининградский регион (33 мастерские)».
— В 2020 году во многих учреждениях СПО области были открыты новые направления обучения. Что ждёт абитуриентов в текущем?
— Набор будет идти на 3500 бюджетных мест. Это больше, чем в прошлом году. В 2020-м мы при партнёрской поддержке реализовывали два крупных проекта. При участии РЖД перепрофилировали Маловишерский техникум. После второго курса студенты, обучающиеся на машинистов локомотива и на слесарей по ремонту, обслуживанию подвижного состава, пройдут практику на железнодорожных станциях, и работодатель будет к ним присматриваться уже как к будущим специалистам. В этом году техникум начнёт набор на два новых направления: «Бригадир-путеец» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
В Старой Руссе при помощи Северо-Западного Центра доказательной медицины был открыт филиал Боровичского медколледжа. И в 2021-м там появится новый для этого филиала профиль: «Сестринское дело».
В Боровичах автомобильно-дорожный колледж приступит к обучению специалистов по прокладке лесных дорог и геопространственным технологиям. А Боровичский агропромышленный техникум — слесарей по ремонту и эксплуатации газового оборудования. Хвойнинский филиал Боровичского техникума строительной индустрии и экономики получил лицензии на программы для мастеров лесного хозяйства, а Пестовский филиал готовится к открытию специальности по каркасному домостроению.
Дорожно-транспортный техникум, что находится в Панковке Новгородского района, займётся подготовкой сотрудников для ГИБДД. И ещё откроет набор абитуриентов, желающих стать судовыми техниками, — потребность в них есть в нашем регионе, учиться по этой специальности вполне могут идти выпускники Новгородского КЮМа, которые до этого времени, как правило, уезжали получать профессию в Петербург.
Список новых направлений подготовки можно ещё долго продолжать...
— Судя по проекту концепции (документ пока не утвержден. — Прим. авт.), Валдайский аграрный техникум в ближайшие годы ждёт полное перепрофилирование?
— Да. Это одна из двух масштабных идей, за реализацию которых мы взялись в этом году. Название учебного заведения определяет его сегодняшнюю направленность, при этом в Валдайском районе не очень много сельскохозяйственных предприятий. Куда актуальней там тема экологии, природопользования, флоры и фауны. Летом техникум откроет набор в группу по охотоведению и звероводству, а также рациональному использованию природохозяйственных комплексов. В перспективе в Валдае будем готовить по профилю лесного и лесопаркового хозяйства, экологии, переработке ТБО, дикоросов, природоохранного обустройства территории. И усилим имеющиеся там образовательные программы в сфере туризма. Кроме того, для обеспечения кадрами Инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника — Валдай» в этом техникуме предполагаются программы по информационным системам и программированию, а также по компьютерным сетям.
«Технологический колледж в областном центре, где уже есть группы по двум профилям МЧС, в 2021-м наберёт ещё одну — водителей для пожарных машин».
— А вторая масштабная идея 2021 года?
— Она касается радиоэлектронной промышленности. Её претворяет в жизнь Новгородский технологический колледж при содействии концерна «Алмаз-Антей». Учебное учреждение вводит несколько новых направлений подготовки.
— Насколько активно проявляют себя в партнёрских проектах предприятия, холдинги, концерны?
— Когда садимся за стол переговоров, то обсуждаем в первую очередь потребности в кадрах. Мы обеспечиваем бюджетные учебные места в учреждениях СПО, готовим преподавательский состав. Вторую сторону просим помочь оборудовать мастерские — на нашей базе или на промышленной площадке — и выделить специалистов-практиков, которые бы проводили занятия со студентами по профилю, применимому к данному конкретному предприятию. И вот когда работодатели видят результат такой совместной деятельности, многие из них уже сами приходят с предложениями.
К слову, руководители названного мной концерна своё желание сотрудничать с нашей областью объяснили тем, что готовить кадры в каждом регионе, где действуют заводы «Алмаз-Антея», нецелесообразно, что они хотели бы иметь одну сильную образовательную базу. При этом Москву и Санкт-Петербург не рассматривают по известной причине: молодёжь, отучившись в столицах, старается там и остаться. А Новгородчина идеально подходит — логистически и по сравнимому со многими другими территориями страны уровню жизни.
— Ещё несколько лет назад у колледжа или техникума, чтобы открыть направление подготовки, уходили месяцы, а то и годы. Судя же по списку новых учебных программ 2021 года, ситуация изменилась?
— И продолжает меняться. Сейчас у организаций СПО в этом плане больше маневренности — конечно, никто не отменял обязательную процедуру согласований, но проходит всё быстрее. Учебные заведения сегодня могут, как конструктор, собрать образовательную программу по тому или иному профилю — под запросы конкретных работодателей. Возьмём, к примеру, тракториста. Есть базовый курс подготовки, и к нему можно добавить блок, скажем, по управлению погрузчиком, техникой с автоматизированными системами, логистики, знания навигационных систем и так далее. Такой меняющийся формат образовательных программ закреплён в макете нового Федерального государственного стандарта.
— В макете предусмотрено и сокращение сроков обучения студентов. В ряде СМИ пишут, что произойдёт это за счёт общеобразовательных дисциплин...
— Не совсем так. Действительно, предполагается, что учиться в организациях СПО будут меньше. Но речь идёт не об ухудшении подготовки, а скорее об увеличении интенсивности и о практикоориентированности программы. В настоящее время рабочие профессии получают в течение 1 года 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев, а специальности — до 3 лет 10 месяцев. Эти сроки будут пропорционально сокращены на 1 год. Общеобразовательные предметы, если мы говорим о детях, которые пришли в СПО после 9 класса, никуда не денутся из обучающего курса, однако из них уйдут отдельные сложные, узкопрофильные темы.
Ещё в макете нового ФГОС прописаны цифровые модули обучения. И дисциплины, которые нацелят ребят на бережливое производство и повысят финансовую грамотность. То есть, придя на работу, молодой специалист должен уметь так организовать процесс, чтобы затрат было как можно меньше, а КПД — как можно выше.