Среда, 08 мая 2024

Людмила Данилкина

Атрибут времени

Сейчас в музее военной формы около 200 экспонатов.

Фото: Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Создатель школьного музея военной формы Андрей Большев считает, что история — это в первую очередь люди и их жизнь

В новгородской школе № 4 открылся музей военного костюма времён Великой Отечественной войны. Точнее — новая экспозиция, под которую отдан отдельный кабинет, расширила уже имеющуюся, формируемую на протяжении 60 лет.

— В целом наш школьный музей — краеведческий, и период Второй мировой войны — это только один из выставочных и архивных блоков. Экспозиция формы того времени, причём не только служащих Красной Армии, с одной стороны, дополняет фонды. С другой — является самостоятельным направлением, — объясняет учитель истории Андрей БОЛЬШЕВ.

Помимо того что он преподаёт в школе этот предмет, историк уже больше 10 лет занимается реконструкцией.

— У меня нет любимых или нелюбимых периодов времени — могу с головой уйти в любой, — продолжает педагог. — Реконструкция — это прикладная история, попытка воплотить на практике теоретические знания. Это не просто факты, причинно-следственные связи тех или иных событий, это их Воссоздание. Именно так — с большой буквы, потому что Воссоздаётся жизнь людей. И если для науки — истории политической, экономической, социальной — не так важны элементы быта, одежды, то для реконструкторов именно они выходят на первый план. Мы формируем образ человека, отталкиваясь от его вещей, места, где жил, воевал, возможно, погиб, от его друзей, книг, песен и так далее.

За годы реконструкторства у Большева собралась внушительная коллекция формы и атрибутики разных военных периодов в истории России. Несколько лет назад в другой новгородской школе № 31 он организовал выставку из своих частных фондов. Говорит, что опыт был полезен тем, что помог понять, что нужно обязательно показывать, а без чего можно обойтись в экспозиции, как правильно оформить манекены, витрины, их атрибутировать, этикетировать. Детей историк привлекал к этой деятельности, учил работать с архивными документами, разрабатывать экскурсии по выставке для разной возрастной аудитории.

— В школе № 4 решили сделать упор на период Великой Отечественной. Сейчас мальчишки и девчонки в массе своей имеют общие представления о войне — когда началась, когда закончилась, основные битвы, в курсе, кто такой маршал Жуков. Но мало держать в голове информацию, необходимо, чтобы было сопереживание людям, которым пришлось вынести тяготы, лишения, голод, потерю близких, — рассуждает Андрей. — И вот эта экспозиция, как нам кажется, даст возможность ребятам приблизиться, пропустить через себя события 1941–1945 годов. Патриотизму научить нельзя, это чувство прививается в семьях, но можно доходчиво, на примерах, рассказывать, как это было, почему, скажем, Александр Панкратов бросился на вражеский пулемёт и грудью закрыл боевых товарищей от губительного огня. Ведь он тогда, 24 августа 1941 года, не только их спас, он всю страну защищал.

По признанию собеседника, для музея выбрать из своей коллекции вещи и костюмы было несложно — в витринах в основном оригинальные экспонаты. Что же касается формы, то она полностью соответствует оригинальным комплектам, но подбиралась из серийных выпусков обмундирования уже послевоенного времени — 1950–1960-х годов.

— Сложность состояла не в подборе, а в логической стыковке манекенов в форме, соответствующей этапам войны, атрибутики в витринах и сведений на информаторах. Мне нужно было так составить экскурсию, чтобы было понятно, как создавалась Красная Армия, почему так именовалась и почему сейчас иное название, как менялась форма и почему, отчего на смену лычкам пришли погоны и каким в 1945-м был образ советского солдата — солдата армии-освободительницы, — делится нюансами музейной работы учитель истории. — Не сразу, но всё удалось сделать. Кроме того, мы ещё интерактивным комплектом дополнили экспозицию. Дети могут примерить плащ-палатку, надеть ремень и подсумок, планшет, сложить вещмешок. А это уже — элементы реконструкции, которые школьникам очень нравятся.

Экспозиция военной формы начала свою работу. Задумок по её использованию в учебной и внеурочной деятельности у Большева — масса. И он готов к их воплощению.

22 мая Андрей Большев как реконструктор примет участие в областном военно-историческом фестивале «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия».