Учебные организации области присматриваются к тьюторам и их опыту работы
В Великом Новгороде прошёл тьюторский фестиваль. Как рассказала доцент НовГУ Марина КОНОВАЛОВА, руководитель областного отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации, это первый такой форум у нас. В его работе приняли участие порядка 60 человек, представляющих не только наш регион, но и Пермский край, Воронежскую, Ленинградскую области.
— Для России тьюторство — относительно молодое направление. Я сама занимаюсь такими практиками с 2018 года, когда НовГУ запустил программу проектного обучения, — рассказывает Марина Анатольевна. — Команды, сформированные из студентов разных факультетов, работающих над реализацией одной идеи, нуждаются в консультациях не только научных руководителей проектов, но и в поддержке специалистов, которые помогут молодым людям и девушкам определиться со своей ролью в группе, правильно выстроить график, замотивироваться на дальнейшее саморазвитие.
По словам Коноваловой, тьютор отличается от педагога тем, что не учит, не оценивает, как ребёнок справляется с заданиями и усваивает курс по предметам.
По сути тьюторы — это индивидуальные помощники. И пока их не так много в российских школах и вузах — как отмечают эксперты, ещё не сформирован запрос общества, да и отрасли образования тоже. Правда, в 2019 году Министерство просвещения России разослало в регионы письмо «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», согласно которому организации, в которых имеются ученики с особенностями, могут вводить ставки ассистентов (помощников), оказывающих ребятишкам необходимую техническую помощь на уроках, или тьюторов. И в новгородской школе № 16 в ресурсном классе для детей с расстройствами аутического спектра тьюторы работают.
— В мегаполисах всё более популярной становится такая форма образования, как семейное обучение, и тьюторы идеально подходят для этой модели — они вместе с родителями и ребёнком выстраивают персональную траекторию развития и помогают по ней двигаться, задействуя при этом не только стандартные педагогические инструменты и методики, — продолжает Коновалова. — Что касается общеобразовательных заведений с обычными классами, не для детей с ОВЗ, то тут вопрос привлечения персональных помощников ещё обсуждается. В Великом Новгороде есть пример — в школе № 36 трудится тьютор Оксана Сырцова. Молодой специалист на фестивале делилась своим опытом — она как раз и занимается с ребятами индивидуально, но отмечает, что усилий её одной на учреждение, в котором более 1300 детей, недостаточно.
Доцент НовГУ говорит, что тьютором может быть человек и без педагогического образования, но прошедший узкопрофильную подготовку. Это необходимо, так как грань между тьютором и учителем, преподавателем, психологом, коучем, социальным педагогом — тонкая, и нужно понимать, где она проходит, и не пересекать её.
Тьютор — это практик, который исследует интересы и создаёт среду для развития детей. Он ориентируется не столько на задачи учебной программы или образовательного стандарта, сколько на потребности учащегося.
— НовГУ, уже имея опыт задействования тьюторов, которыми являются прошедшие специальные курсы преподаватели и студенты-старшекурсники, сейчас пересматривает его — в контексте изменений проектной модели обучения. Если прежде помощник — это была дополнительная для сотрудников университета работа, то теперь для некоторых она становится основной на ставку, и, следовательно, усложняются задачи, открываются новые возможности, — резюмирует Марина Коновалова.
И добавляет, что ещё в планах областного отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации — привлечь в НовГУ специалистов для помощи студентам с ОВЗ.