Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

А вас, Штиглиц, мы попросим остаться

Реставратор — профессия редкая. И, кажется, женская.

Фото: Сергея КОЗЛОВА

Питерские студенты потренировались в реставрации бомб

Закончилась практика группы третьекурсников Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица в Новгородском музее-заповеднике.

Пробные практики для «академиков» бывали и раньше, но только в частном порядке, а так, чтобы целой группой — это впервые, нынешним летом, с перспективой на будущий год повторить.

— Да, хотелось бы, со своей стороны мы так настроены, — уверяет доцент кафедры живописи и реставрации Дмитрий ЕРЁМИН. — Наше направление — реставрация предметов декоративно-прикладного искусства. Но в стенах академии имеем дело в основном с деревом, а здесь у нас был более широкий выбор материала. То же можно сказать и о хронологии. Встречались объекты реставрации даже из XVI века. Но и более поздние предметы — тоже со своей любопытной историей. Например, весами занимались. Это так называемые разноплечие весы. XIX век. Одни — с инкрустацией 1825 года. И выгравирован год поверки — 1837-й.

Дмитрий Александрович прозрачно намекает нам на восстание декабристов на Сенатской площади и трагическую дуэль Пушкина на Чёрной речке.

«Спортивный» интерес

Девочкам, а среди будущих реставраторов (в отличие от рестораторов, наверное) как-то не просматривается юных мужественных лиц, пришлось повозиться и с весами, и с бомбами — допетровские ещё снаряды, XVII век.

Я же застал двух хрупких особ — Лиду КАПИЧЕВУ и Настю КОЖЕВНИКОВУ за «косметикой» гири. Есть такая вещица — крацовочная щётка. Ею выравнивают, очищают от коррозии металлическую поверхность. В данном случае вот этой пудовой штуковины.

— Мы сами выбрали такую профессию, — снимают все вопросы Лида с Настей.

— Женщина может всё, — весомо добавляет руководитель практики, сотрудник музея, художник-реставратор металла 1-й категории Наталья МЕДНИКОВА. — Терпение у неё железное. Вы только посмотрите: не гиря — красавица.

Вообще-то, подразумевалось, что гиря займёт место на мельнице в «Витославлицах», но Наталья теперь думает, что пудовушка вполне могла бы украсить собою и основную экспозицию музея деревянного зодчества.

У Лизы МАРОВОЙ работа полегче. Если буквально. Археологические зарисовки предметов из раскопок.

— Зарисовка может дать больше качественного материала, чем фотофиксация, — поясняет преподаватель Ерёмин. — Когда рисует человек, знающий характерные особенности материала, а наши студенты это знают.

А наши реставраторы (Наталья Медникова) готовы подтвердить, что молодёжь из академии приезжает толковая, подготовленная, с хорошей теоретической базой. Приятно иметь дело!

А студентка Лиза говорит нам, что хотелось бы и просто так приезжать. В смысле не на практику.

— Здесь спокойнее, отдыхаешь душой. Мы жили на Ильине улице, прямо за храмом. По вечерам рисовали. Я наших агитирую теперь на пленэры — рисовать новгородские храмы.

Говорите по-пермски?

В научной библиотеке музея-заповедника — сосредоточенно и тихо. Здесь корпит над первоисточниками (старинными книгами) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В связи с чем москвичи пришли поклониться книжным богатствам первой русской столицы?

— В Новгород в основном ездят исследователи, интересующиеся берестяными грамотами, — говорит профессор кафедры славянской филологии Александр ГРИЩЕНКО. — Хотя имеющиеся в Новгороде рукописи заслуживают неменьшего внимания.

Задача у православного университета двоякая — и практика, и исследовательская часть. Между прочим, в рамках научного проекта, который поддерживается Фондом сохранения и изучения языков народов России. Предмет исследования — поиск возможных следов языков народов, которые были в соседях у новгородцев. И, как уточняет Александр Игоревич, в памятниках XV–XVI веков обнаруживаются уже следы не только самих языков, а их изучения. Например, у писца церкви Иоанна Златоуста (не дошедший до нас надвратный храм Владычного двора) оказались записи, сделанные древнепермскими буквами на древнепермском языке.