Вторник, 30 апреля 2024

Людмила Данилкина

Культурный конструкт

Великий Новгород меняется, но пока нет общей концепции преобразования всего города.

Фото: Великий Новгород меняется, но пока нет общей концепции преобразования всего города.

В НовГУ будут учить воспринимать город как живой организм, а не как площадь под застройку

Новгородский университет объявил о наборе магистерской группы по гуманитарной урбанистике. На 10 мест, из которых бюджетных — шесть, подано более 20 заявлений от выпускников бакалавриата. О том, зачем современному человеку обязательно нужно разбираться в урбанистических процессах, возможно ли вдохнуть жизнь в древние города, а также о том, чему будут обучать слушателей новой образовательной программы, «НВ» рассказал заведующий кафедрой теологии НовГУ, директор научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» Сергей АВАНЕСОВ.

Сергей Сергеевич, центр «Гуманитарная урбанистика» в университете был создан два года назад. А учебную магистерскую программу вы запускаете только сейчас. Почему?

— Любому учебному курсу предшествует научная работа. Ею центр и занимался. Дело в том, что урбанистика не устоялась как строгая дисциплина с чёткими границами. Что на самом деле хорошо. Это — интегральная предметная сфера, в которой возможно переплетение разных направлений, причём как теоретических, так и практических. В ряде российских вузов уже готовят урбанистов, то есть специалистов по планированию комфортной для проживания городской среды. У нас же складывается центр гуманитарной урбанистики, ведь город — это не только сумма материальных объектов, коммуникаций и логистических связей, он ещё выполняет социальные, духовные, семиотические функции, является культурным конструктом. По-этому его будущее необходимо рассматривать и с этих позиций тоже, а не только с точки зрения строительного бизнеса. Замечу, что мы будем делать упор на модели развития исторического города, имея в виду в первую очередь Великий Новгород. А также Старую Руссу, Валдай, Боровичи...

За два прошедших года наш центр наработал начальную исследовательскую базу, мы провели международную конференцию, издаём научный журнал. И в новом учебном году начнём подготовку магистров.

Согласны ли вы с мнением, что современный город — это мегамашина?

— Да. Эта концепция начала формироваться в 1920–1930 годах, когда в странах мира происходил рост промышленности. И городскую среду подчиняли целям индустриального развития. В СССР шёл похожий процесс, который решал задачу сплочения пролетариата — через стандартное массовое жильё, приближенное к рабочим местам, но при этом совершенно обезличенное и лишённое эстетической нагрузки, подавляющее собой исторические особенности сложившейся городской среды.

За рубежом в последние десятилетия на смену мегамашинной доктрине пришли новые, приближенные к интересам человека урбанистические концепции, и многие города сейчас живут, находя разумный баланс между плановым строительным проектированием и гуманитарными потребностями. В том числе и города с богатой историей. Взять хотя бы Хильдесхайм в Германии, Уппсалу в Швеции, Копенгаген в Дании.

А что происходит в России?

— Наша страна в этой сфере отстаёт от Запада. У нас до сих пор города существуют как площади, отдаваемые под функциональную застройку, не учитывающую эстетическую сторону вопроса, культурную задачу и прочее. Поэтому так важно, чтобы на решение, как должна выглядеть территория, влияли урбанисты — люди, которые способны оценить городское пространство по разным, прежде всего гуманитарным, критериям.

Но мегамашинную модель отличает ещё и отсутствие целостного восприятия городской картины, управления ею и ответственности за неё...

— Совершенно верно. И в Великом Новгороде это видно. Сейчас город трансформируется — идёт преобразование центральной части, исторических районов, но ни масштаб этой трансформации, ни задачи, ни цели с точки зрения урбанистки никто не рассматривал.

В НовГУ прорабатывают вопрос создания диссертационного совета по культурологии, к которой может быть отнесена и урбанистика. Наличие совета позволит защищать диссертации, набирать и обучать аспирантов.

Сергей Сергеевич, вы приехали в Великий Новгород из Сибири. На ваш взгляд, чего не хватает нашему городу — с точки зрения урбанистики?

— Возможно, я вас удивлю, но, по-моему, новгородцам недостаёт самосознания. Первое, что я услышал от людей, когда начал говорить о необходимости иначе подходить к использованию городского пространства, — это то, что здесь не получится ничего изменить.

Да, поменять в чём-то закостеневшее сознание управленцев сложно, но если совсем не пытаться, то тогда действительно ничего и не произойдёт. Наш центр уже начал привлекать к нашим проектам представителей правительства области, будем делать это и дальше.

В Новосибирске, которому всего-то 130 лет и который точно проигрывает Новгороду в исторической составляющей, жители единодушны во мнении о величии города, его уникальности, перспективах, активно включены в процессы критики и корректировки планируемых урбанистических решений. Новгородцы же, как мне кажется, не видят город как территорию, у которой — большое будущее.

Ну, возможно, сказывается наше расположение между двумя мегаполисами?

— Вот такое мнение я слышу очень часто. И что плохого в нахождении между Петербургом и Москвой? Да это же даёт дополнительные преимущества! Сейчас по М11 из Северной столицы — всего полтора-два часа езды, и петербуржцы в перспективе могут жить и работать в Новгороде, если город станет во всех отношениях комфортным.

Часто слышу и про то, что молодёжь уезжает. А уезжает опять-таки потому, что среда — а это, повторюсь, не только дома и дороги — не отвечает их запросам. Так давайте создадим условия — бытовые, социокультурные, спортивные, предпринимательские, образовательные, в том числе и в НовГУ, чтобы ребятам было интересно именно здесь жить, учиться, работать, строить семьи.

Теги: Великий Новгород, НовГУ, урбанистика, образование, благоустройство