Воскресенье, 22 декабря 2024

Людмила Данилкина

По методу сопровождения

Оксана Сырцова с участниками школьного тьюториала.

Фото: из архива Оксаны СЫРЦОВОЙ

Единственный в Новгородской области школьный тьютор не считает, что такие специалисты нужны в каждом общеобразовательном заведении

Знакомьтесь, Оксана СЫРЦОВА. Она трудится в новгородской школе № 36 тьютором.

Кто такой тьютор? Это человек, который помогает раскрыть подопечным личностный потенциал, но делает это, не оценивая их знания и поступки, не навязывая собственное мнение, он не ведёт уроков, не задаёт домашних заданий. Он сопровождает учебный процесс исходя из потребностей детей, а не образовательной программы.

Педагог или психолог?

— После окончания 11 класса подала документы в НовГУ на педагога-психолога и устроилась, пока было время до 1 сентября, помощником воспитателя на одно из судов КЮМа. Это было моё первое знакомство с профессией. И мне понравилось. Правда, когда поступала в вуз, мне казалось, что меня больше интересует психология, однако уже в процессе обучения и практики, а она началась с I курса, поняла, что я больше педагог, — рассказывает о себе Оксана.

За время студенчества девушка была волонтёром, каждое лето ездила вожатой в лагерь, после работала и с детсадовцами, и с учащимися разных классов.

— Больше всего мне нравится общение с подростками, — продолжает тьютор. — Да, трудный возраст, но именно этим он и интересен — к ребятам нужно найти подход, они только-только начинают осознавать себя как личность, находятся в поиске себя, пытаются понять, что им нравится, а что — нет. Я никогда не говорю им, как надо поступить, как правильно. Я использую методику педагогики сопровождения, то есть через какие-то индивидуальные или групповые, чаще всего — творческие, занятия даю им возможность попробовать себя в разных направлениях и самим понять, в каком из них двигаться дальше.

Этим летом Оксана Сырцова на велосипеде отправилась в школы — партнёры программы «Учитель для России» — в Новгородской, Калужской, Тамбовской и Воронежской областях. Всего она проехала около 2,5 тыс. км.

Тьюторские практики

Оксана — участница Всероссийского проекта «Учитель для России». Точнее — уже выпускница этой программы, по условиям которой люди, имеющие высшее образование, необязательно педагогическое, но желающие попробовать себя в качестве школьных наставников, после краткосрочной подготовки на два года отправляются в учебные заведения.

— В проекте я участвовала именно как тьютор. Нам помогали с методикой, технологиями опытные столичные специалисты, работающие, в большинстве своём, в небольших частных учебных заведениях. А я — единственная на 1600 учащихся самой большой школы Великого Новгорода, — рассуждает Сырцова. — Понятно, что охватить всех детей мне просто не под силу. В индивидуальном порядке приходят ребята со своими запросами, например: «Есть трудности с математикой, как подружиться с этой наукой?» или: «Хочу в вуз, но не знаю, какого профиля?». Кроме того, я через школьные соцсети объявляю тему, и собираются группы желающих ею заняться.

А ещё тьютор Оксана Сырцова меняет школьное пространство под ребят — на полу в холле она может квадраты нарисовать и устроить игру в классики, на стенах прикольные фотоснимки разместить или любопытные цитаты из литературных произведений, заклеить стены крафтовой бумагой и предложить мальчишкам и девчонкам написать на ней любимые книги, фильмы, песни, компьютерные игры и прочее, прочее. Она «кидает» идею мероприятия, и если ребята поддерживают, то предлагает им самостоятельно всё организовать и провести, сама же консультирует, но не вмешивается в творческий процесс.

— Сейчас в российском обществе идут споры по поводу того, нужны или нет тьюторы. При этом дебатируют эксперты на фоне роста запросов, и не только от детей, на предмет самоопределения. И специалисты моего профиля могут людям в этом помочь. Что касается учебных заведений, то я не считаю, что в каждом учреждении должны быть тьюторы — есть, например, кадетские школы; общеобразовательные организации классического типа, привычные всем нам; гимназии, где преподавание идёт на нескольких языках, вот и наличие тьюторов в штате — это отличительная черта конкретного педагогического заведения, — резюмирует Оксана.

* * *

В этом году выпускница Всероссийского проекта стала его куратором в нашем регионе. Но и свою 36-ю школу Сырцова бросать не собирается — как тьютор по-прежнему будет индивидуально и в группах общаться с учащимися. Заниматься медиацентром, который заработал в прошлом учебном году. А ещё она хочет предложить детям создать театр, в котором они сами станут драматургами, постановщиками, актёрами, костюмерами, гримерами...

Теги: образование, тьютор, школа 36, Великий Новгород