Вторник, 05 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Индикатор, он же трамплин

Задача «Кванториума» — найти талантливых ребят именно для технического творчества.

Фото: vk.com/kvantorium53

Новгородский «Кванториум» ставит глобальные задачи и справляется с ними

Уже четыре года на Новгородчине работает детский технопарк «Кванториум» — пространство для технического творчества подростков и молодёжи. Его задачи — популяризация технических специальностей, развитие навыков инженерного мышления, планирования и командной работы.

Каждый «Кванториум» уникален своими методиками и способами реализации поставленных целей. Отличительная черта новгородского детского технопарка — интеграция процессов, происходящих внутри «Кванториума» с образовательной, инженерной и производственной отраслями Великого Новгорода.

Как удалось выстроить полезный диалог и кто от этого выиграл, в интервью «НВ» рассказала Танзиля САРЫЧЕВА, директор новгородского «Кванториума».

Танзиля Мусаевна, по сути, «Кванториум» — это одна из организаций дополнительного образования. Но, если можно так выразиться, организация нетипичная. Под допобразованием мы привыкли понимать что-то творческое…

— Или спортивное. Сейчас, к счастью, на государственном уровне проявилось повышенное внимание к дополнительному образованию именно технической направленности. Раньше эту нишу действительно заполняли кружки авиа- и судомоделизма и совсем немного — робототехники. Конечно, каждое из направлений хорошо само по себе, но ими дополнительное образование не исчерпывается. А найти талантливых ребят именно для технического творчества крайне сложно. По статистике, из всех детей в дополнительном образовании им могут заниматься только 2–3 процента.

Нет талантов? Почему так мало?

— Большие требования к базовым знаниям, но в том числе и слабая материальная база. «Кванториум» в этих условиях стал ресурсным центром технической и естественно-научной направленностей Новгородской области. В настоящее время более 3000 детей из 12 муниципальных районов и Великого Новгорода занимаются научно-техническим творчеством на базе мобильного и стационарного «Кванториумов».

То есть «Кванториум» смог поставить перед собой глобальные цели?

— Школа даёт ребятам базовые знания, а наша задача — творческое развитие. Базовые знания по физике, математике, химии кванторианцы выводят в проекты. Делают то, в чём на практике применяются фундаментальные знания. «Кванториум» в идеале — площадка для профориентации. Здесь подростки — и лаборанты, и инженеры, и биологи, и программисты. Кстати, в Атласе новых профессий каждый год появляется что-то необычное, например, оператор квадрокоптеров, программист квадрокоптеров, юрист квадрокоптеров. Поэтому если раньше необходимостью для образованного молодого человека были знания русского языка и математики, то сейчас к ним добавилось умение программировать, потому что масса профессий завязана на цифровых технологиях. В «Кванториуме» ребята ищут себя, нащупывают свой интерес, чтобы в дальнейшем осознанно получить профессию. Есть дети, что закончили в наших стенах сразу несколько квантумов. И продолжают поиск. Мы не конкуренты учреждениям профессионального образования. Наоборот, мы готовим для них определившихся абитуриентов.

А как вам самим, наставникам «Кванториума», удаётся постоянно находиться на острие и в тонусе? 

— Наши педагоги ежедневно 2–3 часа уделяют самообразованию. При этом у наставников на федеральном уровне есть тьютор, который сопровождает их по всем направлениям «Кванториума». Это даёт уверенность и чувство плеча. К тому же мы — уникальный «Кванториум», пока единственный в стране, который помимо прочего является и ресурсным центром. То есть наше министерство образования опередило федеральные события. Вообще развитие ресурсных центров на базе «Кванториумов» было озвучено как задача на декабрь 2021 года. А у нас уже с января 2021 года велась эта работа. Сейчас в области есть два мобильных «Кванториума». Наши ребята, шесть педагогов-наставников, обучают преподавателей «Точек роста» в регионе и педагогов допобразования. Мы проводим подготовку учителей, чтобы они могли на должном уровне представить детей на наших мероприятиях: конкурсах технической направленности и хакатонах.

А педагоги из районов как воспринимают такие семинары: как возможность или повинность?

— В разных районах области по-разному. Нужно искать подходы. Иногда может действовать и материальная составляющая. Почему нет? С января 2022 года мы снова объезжаем районы, проводим встречи, где наставники рассказывают о программах «Кванториума» и его успехах. До мая, думаю, посетим все муниципалитеты. Практика показывает, что у нас — возрастные слушатели. В основном педагоги старше 55 лет. И нам отрадно видеть, что именно эти слушатели курсов поднимают направление у себя на местах, вдыхают жизнь в «Точки роста» и привозят к нам детей на соревнования. Наши педагоги-наставники учитывают начальный уровень школьных учителей и преподносят материал как раз так, чтобы всем было понятно. Первые два занятия направлены на снятие страха. Начинаем с простого: насколько хорошо пользователь владеет смартфоном. Остальное не сложнее.

«Все спикеры, приходящие к нам с лекциями и выступлениями, отмечают, что наши дети — необыкновенные, особенные. Они раскрепощённые, заинтересованные, готовые задавать вопросы, замечать детали, вести диалог».

Дети более активны в этом плане?

— Кстати, именно благодаря работе педагогов мобильных «Кванториумов» многие дети стали победителями всероссийских мероприятий. В основном это направления «Промробо» и «Промдизайн». Постепенно подтягивается IT-направление. Уже после первого года работы мобильных «Кванториумов» в районах Новгородской области педагоги сделали вывод, что дети раскрылись с новых сторон. Для многих учителей это был нонсенс. Они не видели в учениках особого потенциала. А потом оказалось, что ребёнок на всероссийском уровне может показывать результаты по программированию, робототехнике. Это стало открытием, поскольку в школе ребёнок ни в каком учебном предмете особо себя не проявлял.

Почему так происходит?

— Просто потому, что 3D-моделированием или робототехникой в школе не занимаются. На практике же выходит, что, погружаясь в эти направления, дети могут показать себя. Но есть и обратная сторона: начиная обучаться в «Кванториуме», дети понимают, чего недобрали в школе, и имеют возможность это наверстать, у них повышается мотивация изучить основную программу. Ребята потом и в школе показывают более высокие результаты.

А ведь воспитанники стационарного «Кванториума» помимо вводного курса могут пройти ещё и углублённый, проектный модули?

— Наши ребята просто получают хорошую возможность пробовать и показать себя. «Кванториум» — это индикатор, который проявляет у них таланты. К примеру, в середине апреля в «Кванториуме» пройдёт областной этап всероссийского конкурса «Большие вызовы». Финальная встреча собирает школьников в сочинском «Сириусе». В прошлом году один из наших воспитанников ездил на финал. В этом году он несколько отошёл от проектов: готовится к выпускным школьным экзаменам. Но очевидно, что для него уже открыто немало дверей. Также в прошлом году в Олимпиаде, где участвовало 160 команд, в финальной десятке оказались сразу две новгородские команды. Такое случилось впервые не только для новгородцев, но и для олимпиадного движения «Кванториума» в целом: в числе лучших — сразу две команды из одного региона! А ведь помимо двух выстреливших у нас были ещё участники. И все они, как только отбор прошёл, снова начали готовиться к следующему году. В этом соку полезно и необходимо повариться всем.

То есть «Кванториум» — это не только индикатор, но ещё и трамплин?

— Для тех, кому есть что продемонстрировать, — безусловно! События последнего времени показывают, что стране нужны технические специалисты, IT-специалисты, инженеры высокого уровня. Большинство крупных корпораций сейчас проводят акселераторы для старшеклассников, заранее подбирая для себя персонал. Поэтому остаться незамеченным, обладая знаниями в перспективных сферах, у ребят не получится.

Теги: Кванториум, технопарк, Великий Новгород