Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

Литературная карта Новгородчины

Наталья ПОЛУЯНОВА, педагог новгородской школы № 23: Из опыта могу сказать, что даже совсем не понимающие изначально наш язык дети, если у них есть желание, очень быстро начинают и говорить, и писать, и даже исполнять фольклорные песни.

Фото: из архива Натальи Полуяновой

В финал Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» вышла педагог из школы № 23 Великого Новгорода

Этот конкурс проводится в 2022 году впервые. Но в отличие от того же федерального «Учитель года» или, скажем, регионального смотра профмастерства, куда заявиться вправе педагоги разных направлений, участниками данного проекта могут стать только те, кто ведёт родной язык и родную литературу (не путать с предметами «Русский язык» и «Литература». — Прим. автора). 

Поясним, что дисциплины с приставкой «родной» были введены в обязательный учебный план общеобразовательных учреждений страны в 2019 году. Если по-простому, речь идёт о региональном компоненте, то есть на таких занятиях предметники рассказывают о поэтах, писателях, драматургах своего края, а также о национальном языке или нескольких. 

В региональном этапе конкурса соревновались учителя из Новгородского, Валдайского, Маловишерского районов и областного центра. Победителем признана Наталья ПОЛУЯНОВА, педагог новгородской школы № 23. 

— Занимаюсь с детьми уже более 20 лет, в школе № 23 с 2006 года и менять организацию не планирую, — рассказывает Наталья Николаевна. — Несколько лет назад я участвовала в областном отборе профессионального мастерства и была в числе лучших. В новом федеральном конкурсе решила попробовать свои силы, потому что есть опыт обучения по программам «Родная литература», «Родной язык» и по работе с детьми из семей мигрантов. 

В 2016 году в 23-й школе был открыт Центр русского языка и русской культуры, основная цель которого — помочь адаптироваться на нашей территории людям, переехавшим из других стран. В него бесплатно принимают детей-мигрантов со всего города. Занятия проходят два раза в неделю. Ребятишек знакомят с историей и культурой Новгородчины, русским языком, традициями, фольклором, с ними общается психолог. 

— Сейчас в основном обращаются переселенцы из Таджикистана и Узбекистана. На уроки языка и устной речи приходят до 25–30 человек. Мы с коллегами даже разработали авторскую программу «Учимся говорить и писать по-русски». Есть ребята, которые уже не первый год посещают Центр, так им нравятся наши занятия. Случается, что и мамы просят разрешения обучаться вместе с детьми — не отказываем, — объясняет Наталья Полуянова. — Поскольку Центр работает в рамках дополнительного образования, то у нас нет контрольных и экзаменов. Принимаем всех желающих, предварительно определив их уровень владения разговорным и письменным русским, понимания правил поведения и быта нашего общества. В зависимости от этого делим их на две группы и ведём работу, учитывая их познания.

Что же касается преподавания учащимся 5–9 классов 23-й школы курса по родным литературе и языку, то, по словам Полуяновой, на таких занятиях они обсуждают произведения Державина, Некрасова, Достоевского, Балашова, Бианки… А также топонимику. Участвуют ребята и в придуманном Натальей Николаевной онлайн-квесте «Литературная карта Новгородской области». Находят место, где жил тот или иной автор, и собирают из разных источников как можно больше информации о нём — не только биографической, но и о друзьях, музыкальных пристрастиях, путешествиях, любимых блюдах и так далее. Правила родного русского оттачивают в сочинениях про этих же писателей и поэтов. 

Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» Наталья Полуянова пока ещё не решила, весь ли свой богатый методический опыт представит в заключительном туре состязания или сосредоточится на чём-то одном. Но уже активно готовится к финалу, который в сентябре пройдёт на Ставрополье. Что ж, ни пуха ни пера!

Участники финала Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» представят себя «Медиавизиткой», продемонстрируют компетентность в «Методической мастерской» и профессиональные навыки на испытании «Урок», проведут классный час и поделятся опытом на мастер-классе.

Теги: Великий Новгород, школа № 23, конкурс, «Лучший учитель родного языка и родной литературы»