Вторник, 05 ноября 2024

Людмила Данилкина

Наука о жизни

Елена Ткач: «Веду два предмета, но по-прежнему больше люблю биологию. На олимпиаду ребят готовлю, и ЕГЭ по этой дисциплине выпускники выбирают, и были стобалльники».

Фото: из архива Елены ТКАЧ

Елена Ткач с детства хотела быть только учителем биологии. И вот уже более 40 лет занимается любимым делом

Если вы проходили мимо школы № 4, что на Торговой стороне Великого Новгорода, то наверняка обращали внимание на аккуратную, ухоженную территорию и на цветочный участок. Точнее, на Литературный сад, в котором сейчас более 70 растений, и у некоторых установлены информаторы с поэтическими строками, посвященными им.

Одной из инициаторов и организаторов этого школьного зелёного островка была и Елена ТКАЧ. Говорит, что было бы странно, если бы биолог не участвовала в процессе создания и ухода за живой красотой…

Хороший пример заразителен

Она родилась и выросла в Парфинском районе. Там же и школу заканчивала. И ещё в начальных классах захотела быть, как её учительница: много знающей и умеющей увлечь ребятню, доброй и понимающей. Ну а окончательно сформировал желание девочки пойти по педагогической стезе уже предметник в старших классах. Елена Петровна вспоминает, что благодаря учителю она в биологию буквально погрузилась — читала и знала намного больше общеобразовательной программы, участвовала и побеждала в олимпиадах.

— В 1979 году я закончила Новгородский педагогический институт по специализации «учитель биологии и географии». И мы с мужем приехали в Парфино работать: он — врачом в районную больницу, я — в школу, — рассказывает Елена Петровна. — Мне тогда сразу дали классное руководство у пятиклашек. И у них же я вела географию. А как лучше всего изучать этот предмет? Правильно, на местности. В походы с ночевками ходили — весь Парфинский район изведали, все природные и ландшафтные особенности узнали, исторические места посещали.

Потом в её жизни был административный профессиональный этап, правда, уже в Новгороде, куда мужа перевели по службе. Елена Ткач устроилась в отдел народного образования. Но об этом периоде она не очень любит вспоминать, потому что никогда не лежала душа к работе с документами.

— Как-то в отдел пришёл директор школы № 4. Он обсудил с руководством вопросы. Заглянул ко мне в кабинет и пригласил учителем, сказав: «Что ты тут время теряешь, ты же не бумажная душа». И вот уже 36 лет я учу биологии и географии детей в этом учреждении, — продолжает собеседница.

Найти подход

Её, Заслуженного учителя РФ, в последние годы многие спрашивают, почему, живя в другом конце города, она не устроится в школу поближе к дому. И она всегда отвечает, что 4-я — очень компактная и уютная. Но главное — это коллеги, которые и в деле всегда готовы помочь, подсказать, поделиться опытом, и внерабочее время часто проводят вместе — в поездках на экскурсии, в походах в учреждения культуры.

— Сейчас у нас много молодых педагогов. И я для них как наставник — каждый их шаг, конечно, не контролирую, но совет по существу дать могу, не против, если они присутствуют на моих уроках, и потом отвечаю на их вопросы, — рассуждает Елена Петровна.

И с учащимися у неё нет проблем. Отличие поколений видит лишь в технологической продвинутости нынешних школьников: 30 лет назад дети информацию получали исключительно из печатных источников. Что же касается якобы более сложных в поведенческом плане подростков интернет-века, говорит, что если к ним и на занятиях, и когда совершают проступки, подходить не с позиции давления и нравоучений, а просто выслушать и предложить помощь, то будет и взаимопонимание, и совместная работа.

— Веду два предмета, но по-прежнему больше люблю биологию. На олимпиаду ребят готовлю, и ЕГЭ по этой дисциплине выпускники выбирают, и были стобалльники. Из тем уроков, которые нравятся учащимся, назову генетику. Они по этому направлению кучу сведений перелопачивают, мы с ними наследственные признаки определяем — почему у кого-то из их семьи глаза, скажем, серые, а у других — карие, или почему у одних родичей волосы вьющиеся, а у остальных — нет, — делится предметник. — А ещё они вопрос клонирования готовы обсуждать в любое время. А вот блок «Цитология» — про строение клеток — не очень жалуют. Но ведь на то она и общеобразовательная программа, чтобы изучать все основные разделы предметной области, а не только особо популярные у молодёжи.

Заслуженный учитель РФ Елена Ткач надеется, что школа № 4 возобновит длившееся много лет сотрудничество и совместные проекты с медицинским колледжем и кафедрой экологии, географии и природопользования НовГУ.

Развернули бурную деятельность 

Когда в 2019 году возникала идея заложить на школьном участке сад, Елена Ткач подошла к вопросу серьёзно. С точки зрения биологии подбирала цветы и кустарники, идеально соседствующие, не забивающие друг друга, а дополняющие.

— Моей задачей было предложить концепцию Литературного сада и организовать процесс. Сейчас на участке с удовольствием работаем и мы, учителя, и дети: ухаживаем, пересаживаем, удобряем. И ежегодно дополняем новыми культурами. Так, хотим разбить клумбы в виде альпийской горки и скамейки в нашем разноцветном и благоухающем уголке установить, — делится педагог планами, реализацию которых надолго не откладывает.

К слову, второй год 4-я школа участвует в городском конкурсе на самый благоустроенный двор. И побеждает в нём. И получает денежный выигрыш. Например, на премиальную сумму, которую учебная организация получила этим летом, садоводы решили купить обручи для поддержки высоких цветов.

* * *

В этом учебном году у Елены Петровны, как и всегда, большая урочная нагрузка. А ещё как классный руководитель своего 11-го она переживает за то, как мальчишки и девчонки напишут ЕГЭ. И уже вовсю готовит к экзаменам тех, кто планирует сдавать географию и биологию.

Теги: День учителя, общество, образование