Школы и детские сады занялись образовательной урбанистикой
Если урбанистика — это наука о том, как развиваются крупные населённые пункты, то образовательная урбанистика подразумевает задействование на уроках городских локаций в качестве объектов изучения.
В последние годы это направление активно развивается в учебных организациях. В Новгородском лицее-интернате группа преподавателей только по Софийской набережной разработала около 10 занятий — по разным предметам.
— Расскажу на примере своего урока — я веду французский язык, — говорит Юлия КОДОЧИГОВА, заместитель директора лицея и руководитель региональной стажировочной площадки «Образовательный код города: инструменты педагога XXI века». — Изучать набережную нужно находясь на ней, поэтому уроки там и проводятся. Одно из занятий начинается с того, что я раздаю вырезки из парижских газет, в которых говорится о завершении ремонта и реконструкции набережной реки Сены. Ребята отрабатывают словарный запас по памяти, с опорой на картинки или ассоциации. Сравниваем на французском, естественно, какие работы были произведены на набережной в Париже, а какие — в Великом Новгороде, перечисляя то, что наблюдаем. А затем я предлагаю учащимся провести экскурсию от КЮМа до драмтеатра.
В числе прочих занятий на Софийской набережной есть темы по истории, литературе, географии, математике, физике… А ещё подобные уроки педагоги лицея проводят по территории Антониева монастыря и по всей Торговой стороне.
Опытные урбанисты утверждают, что интерес преподавателей к городу закономерен. Уже давно стало понятно, что учебный процесс не может ограничиваться стенами школьного класса. При этом образовательная урбанистика не требует от специалистов совершенно новых или неизвестных компетенций, полной смены деятельности. Профессиональному педагогу нетрудно внедрить городскую повестку в свою текущую работу.
— В Великом Новгороде данное направление развивают ещё несколько организаций, включая детсады, воспитанники которых с ботаникой знакомятся по городским клумбам, цвета и композицию изучают по муралам на стенах домов, — продолжает Юлия Ивановна.
В Новгородском лицее-интернате наряду с педагогами и учащиеся разрабатывают урбанистические проекты — городские квесты и ознакомительные экскурсии по городу.
Свой опыт по городской среде, в которой проводятся занятия и которая становится предметом пристального внимания, учителя Новгородского лицея-интерната проанализировали и описали в сборнике Регионального института профессионального развития. А также перед 1 сентября представили руководителям методических объединений из районов области. И получили предложение провести мастер-класс для валдайских педагогов.
— Встреча состоялась в начале декабря в Валдайской гимназии. Наш подробный рассказ по использованию очевидных и неочевидных образовательных ресурсов коллеги слушали очень внимательно, — делится впечатлениями Кодочигова. — И сразу стали предлагать места и объекты у себя в городе, которые можно встраивать в учебный план. В итоге решили начать с памятника «Бордюр и поребрик» — согласитесь: около него есть где разгуляться филологам, историкам, географам, преподавателям языков. Договорились, что весной снова встретимся: мы их в Великом Новгороде проведём по Софийской набережной — с упором на школьные дисциплины, а они нас пригласили на изучение бордюров и поребриков.
Что же касается дальнейших урбанистических планов лицея-интерната, то у учителей есть желание сделать объектом изучения отдельные элементы городского убранства, например фонарный столб, скамейку или вывеску на здании.
Теги: образование, урбанистика, школы