Воскресенье, 24 ноября 2024

Анна Мельникова

Прощальные письма

Евгений: «Меня очень тепло приняли в школе. Никто не был настроен скептически из-за моего молодого возраста или отсутствия педагогического опыта».

Фото: Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Два года работы в школе села Залучье научили молодого учителя Евгения Павздерина быть автором собственной жизни

Окончание учебного года и своей педагогической деятельности в школе села Залучье Старорусского района 30-летний Евгений Юрьевич ПАВЗДЕРИН отметил обменом прощальными открытками со своими учениками. Каждому из них он написал своё личное пожелание. А они, по его просьбе, сформулировали ответ на вопрос: чему они у него научились? Самыми популярными у детей оказались признания «быть добрым», «уметь общаться».

Жизнь русской глубинки

Евгений завершил участие в программе «Учитель для России» фонда «Новый учитель». Она предлагает специалистам из разных сфер альтернативный вход в профессию учителя. Даёт им переподготовку и финансовую поддержку.

Евгений — родом из Череповца. В 17 лет отправился в Санкт-Петербург и поступил в политехнический университет Петра Великого, где получил профессию инженера-строителя. Работал в проектной организации, затем — на государственной службе, занимал должность ведущего специалиста в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга. В общем, у молодого человека карьера складывалась неплохо.

Но однажды в социальной сети он случайно натолкнулся на историю участника программы «Учитель для России». Она так его вдохновила, что подумал: а почему бы ему самому не воспользоваться возможностями программы, получить новый опыт и реализовать себя в школе.

— Осознание того, что я хотел бы работать с детьми, вести уроки — конкретно по физике, а для меня это жизненно важный предмет, — пришло постепенно. Мне нравится открывать окружающий мир с разных сторон. И в приоритете у меня не материальное благополучие, а необходимость расширять кругозор. Я люблю путешествовать, открывать новые места. И мне интересно знакомиться с тем, как живут люди не только за границей, но и в российской глубинке. Я вырос в большом городе, но всегда с удовольствием ездил на летних каникулах в деревню к бабушке.

Евгений не стал скрывать, что если бы в программу входила его родная Вологодская область, он бы отправился учительствовать туда. Остановился на Новгородской, поскольку посчитал, что её люди, их уклад и представления о жизни близки по менталитету.

Для него было принципиально работать в сельской школе, где небольшие по количеству учеников классы. Поэтому между Старой Руссой и Залучьем выбрал село, где учатся 112 ребятишек. Евгений преподавал математику в 5 и 11 классах и физику с 7 по 11 класс.

— Поначалу у меня возникали моменты фатальной усталости, ощущения, что ничего не двигается с места, что я не приношу никакой пользы, — поделился Евгений Юрьевич. — Я не ограничивался на уроках только тем, что давал детям задание прочитать такой-то параграф, решить такую-то задачу. Готовил план уроков. Мне было важно, чтобы ученики учились думать, самостоятельно искали информацию, анализировали её.

«Битва экспериментов»

Близость природы — а лес начинался буквально за деревенским домом Евгения, дружелюбный коллектив школы, ставший семьёй, помогали начинающему педагогу справиться с хандрой, плохим настроением.

Пожалуй, самым важным результатом учительского эксперимента для Павздерина стала уверенность, что он может быть автором собственной жизни, принимать ответственность за каждый свой шаг, справляться с проблемами и при этом радоваться ей. Один только деревенский дом без всяких коммунальных удобств, с печным отоплением — жильё, которое он смог купить в селе, — его многому научил: если не топить печь — будет холодно, не принести с колонки воды — нечего будет попить.

А своим ученикам Евгений хотел донести мысль, что физика и математика — это не просто формулы, определения, зубрёжка, а прежде всего познание окружающего мира и себя в нём.

— Моя роль как учителя — поддерживать детей, чтобы они поверили в себя. Часто бывает, что ребёнок не может решить задачу, считает, что он её никогда не поймёт, бросает и начинает винить себя. Поэтому в такие моменты педагог и должен приободрить ученика, подсказать ему, настроить на то, что он сможет самостоятельно справиться.

Помимо ведения уроков, восполнения дефицита педагогических кадров на определённый промежуток времени участники программы «Учитель для России», как правило, реализуют проект, который помогает объединить школьников ради полезного дела.

Евгений Юрьевич вместе с коллегами по программе из Новгородской области придумал формат мероприятия, в котором дети могли бы раскрыть свой исследовательский, научный и творческий потенциал. Фестивалю дали название «Битва экспериментов». Он настолько понравился школьникам, что его не только повторили, но и пригласили в Залучье ребят и педагогов из Старой Руссы, Великого Новгорода, деревни Перелучи Боровичского района, Малоярославца Калужской области и дагестанского села Цмур — из тех школ, что вошли в программу «Учитель для России».

— В «Битве» школьники не только показали свои способности. Возможно, у кого-то из них появился интерес к науке. А ещё произошёл культурный обмен. Дети общались между собой. Была масса положительных эмоций, — пояснил Евгений.

Теперь он надеется, что сельская школа уже без его присутствия будет проводить мероприятие, и оно станет традиционным. Гордится и тем, как в конце мая прошёл уличный фестиваль живой музыки под названием «Пинград талантов» в Пинаевых Горках — деревне, что в 10 километрах от села. Музыканты приехали даже из Санкт-Петербурга и Москвы.

Фестиваль в Пинаевых Горках получился уютным и душевным. Фото Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Вместе со своим учеником девятиклассником Николаем Евгений Юрьевич сумел организовать местных жителей и привести в порядок место для его проведения. Сценой стала автобусная остановка. Недели три ушло на то, чтобы её расчистить, отремонтировать, покрасить. Сейчас она словно олицетворение добрых усилий и согласованности в действиях самых разных людей.

— Это в большом городе надо собирать подписи, а в деревне этого не требуется. Фестиваль получился домашним, запоминающимся. Дом культуры поделился аппаратурой. Я уверен, что эту остановку не станут больше разрушать, по крайней мере, те, кто её восстанавливал. Может, она станет площадкой для ещё чего-то хорошего.

Теги: Старая Русса, образование, учитель для России