Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Дедлайн, фича и Рюриково городище

За неполные четыре года Илья Хонин смог реализовать несколько проектов по 3D-визуализации, которые были представлены на международных научно-практических симпозиумах и фестивалях

Фото: из архива Ильи ХОНИНА

Для чего нужны виртуальные миры, созданные разработчиком НовГУ Ильёй Хониным

Ещё подростком Илья ХОНИН хотел стать айтишником. Учился в гимназии с физико-математическим уклоном. Поступил в родном Саратове на факультет компьютерных наук и информационных технологий Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, чтобы изучать компьютерную безопасность.

Из Саратова — в Великий Новгород

В 2019 году юноша принял участие в крупнейшем хакатоне мира «Цифровой прорыв», который состоялся в Казани. И там от одного из наставников узнал, что в Великом Новгороде в лаборатории «Виртуальная и дополненная реальности» НовГУ создают трёхмерные демонстрационные ролики для отображения внутренних помещений музеев, объектов культурного наследия и компьютерных игр-квестов. И уже в следующем году он перевелся в НовГУ на специальность «графический дизайн», став студентом 2 курса.

— Мне всегда нравилось не только изобразительное искусство, но и работа с игровыми движками и с кодом на C++. Но в саратовском вузе не было возможностей для реализации поставленных задач, — рассказал Илья. — Когда я перевёлся в НовГУ, сразу же отправился в лабораторию. Сообщил о своём желании работать в сфере виртуальной реальности. Меня выслушали и предложили выполнить тестовое задание, чтобы выяснить, насколько текущие навыки подходят для реализации будущих проектов. Нужно было собрать сферу виртуальной реальности с обзором на 360 градусов. Сложность заключалась в том, что сделать это надо было в течение недели, строго уложиться в дедлайн — в очень сжатые сроки. Но такие ситуации позволяют в экстренном темпе обучиться чему-то новому и проявить смекалку. Кроме того, мне оказалась близка проектная деятельность, к которой в НовГУ привлекают с первого курса. Студенты учатся создавать проекты, приносящие реальную практическую пользу. А это подразумевает и творческий, креативный момент. Конечно, это зависит и от самого проекта, и от того, насколько он позволяет вырасти над собой и проявить себя.

Директор Политехнического института НовГУ Сергей Борисович Сапожков помог Илье не только сориентироваться в обучении, но и устроиться в общежитие для сотрудников, что, по его словам, позволило ему быстро адаптироваться в Великом Новгороде.

За неполные четыре года Илья Хонин смог реализовать несколько проектов по 3D-визуализации, которые были представлены на международных научно-практических симпозиумах и фестивалях. Среди них — полёт Юрия Гагарина в космос, VR-квест по Великому Новгороду, в котором объекты можно брать руками, бросать и отодвигать по законам физики, цифровая фабрика будущего, где предусматриваются возможности контроля качества выполняемых технологических процессов и моделирования нештатных ситуаций. 

Производственные симуляторы в VR

В настоящее время лаборатория плотно сотрудничает с одним из крупнейших новгородских предприятий в деле создания платформы, где с помощью VR-шлема и джойстика сотрудник завода сначала учится управлять аппаратами в виртуальной реальности, а уже потом может приступать к работе с реальным оборудованием. Благодаря такой технологии человеку ничего не мешает отрабатывать навыки сколько угодно раз и в любое время.

Сейчас Илья Хонин со своей командой оцифровывает изображения существующих цехов, чтобы перенести всё их многообразие в VR. Более того, подобная технология позволяет представить, как будут выглядеть ещё не построенные цеха, и уже заблаговременно приступить к обучению персонала производственному процессу, а также знакомить с оборудованием. 

— Платформы по изучению производств в игровом формате, симуляторы в VR под конкретный запрос востребованы заказчиками. Но сфера по их разработке в нашей стране недостаточно развита. Конкурентов у нашей лаборатории в сфере геймдева и VR на внутреннем рынке практически нет, — говорит Илья. — Перед её сотрудниками стоит много задач, всегда есть дедлайн, что заставляет лучше соображать. Появляется усталость, но когда понимаешь, для чего нужен проект, любишь своё дело, знаешь, какие будут бенефиты, помимо денежных вознаграждений, найдутся и силы, и желание работать дальше.

Несмотря на то, что у моих проектов более коммерческий уклон, отчасти я чувствую себя учёным. Если что-то не получается, нужно пробовать снова и снова, расти над собой, быть дисциплинированным. В противном случае есть риск остаться никем и ничего не достичь.

Студентам, которые проявляют интерес к науке, техническому творчеству, инновационным разработкам, Илья советует участвовать в конкурсах на получение гранта:

— Тем, кто после школы собирается поступать на специальность, связанную с 3D-моделированием или программированием, я рекомендую уже с первого курса набивать руку, набираться опыта и работать над своим именем. Для этого сначала нужно ознакомиться с тем, что делают мировые художники на сайте-портфолио Artstation, затем выбрать нишу, которая ближе всего к душе, и в ней развиваться. Параллельно можно брать заказы на фрилансе или, как сложилось у меня, трудоустроиться в лабораторию. Она мне позволила наработать трудовой стаж во время учебы, что уже само по себе является киллер-фичей, на сленге программистов это — огромный бонус.

Анимационный ролик о Рюриковом городище можно использовать на мероприятиях для привлечения туристов. Фото из архива Ильи ХОНИНА

Илья и его команда

В середине марта Илья зарегистрировал собственную компанию «Дриммейкерс» по созданию 3D-анимационных работ и стал резидентом новгородской инновационной долины «Интеллектуальная электроника — Валдай». К слову, чтобы получить знания в области управления персоналом, он продолжил обучение в магистратуре Института цифровой экономики, управления и сервиса НовГУ.

Теперь в его планах — не только стать квалифицированным инвестором с крупным капиталом, но ещё и выпустить полнометражный фильм для рекламирования и позиционирования Новгородской области как продвинутого технологического центра, где могут реализоваться крутые инновационные идеи, в которые инвесторы локальные и международные не постесняются вложить свои кровные. Главным героем ролика станет Новгородская техническая школа.

А в качестве затравки, или пробы пера, компания Хонина уже выпустила минутный анимационный ролик — виртуальную экскурсию по Рюриковому городищу. Цифровая реконструкция была сделана буквально за неделю с применением возможностей современного игрового движка Unreal Engine 5. 

— Ролик о Рюриковом городище делался в свободное от работы время, а именно по вечерам и ночам. Он является определенной технодемкой, которая показывает, что команда моей студии может делать качественную графику по приемлемой цене в оптимальные сроки, — пояснил Илья. 

Он не разочаровался, что из южного большого города перебрался в Великий Новгород. Напротив, Хонин собирается надолго в нём обосноваться. Его заработная плата сопоставима со столичной. И при этом в Новгороде траты на жизнь значительно меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

— Мне близка система управления, в которой начальник руководит сотрудниками, находясь не где-то там наверху, а рядом с ними. Он лидер, который постоянно на связи, ищет вместе с другими решение неожиданно возникшей проблемы, умеет планировать и организовывать работу так, чтобы грамотно распределять между работниками задачи. Чтобы проверить способности человека в 3D-визуализации, ему сначала дают задание по разработке игрового объекта с проработкой всех необходимых стадий: поиск фото-референсов, базовое моделирование, стилизация, оптимизация и текстурирование. И всё за 2 недели. Задание сложное, но является своеобразной проверкой на желание развиваться в этой сфере дальше. Если он справляется, то после приема на работу задачи усложняют по мере важности проекта. Постепенно он двигается по ступенькам вверх, получает опыт, и ему доверяют уже сложные механики и объекты, — сообщил Илья. — Достижения принято приписывать конкретной личности, но любой успешный проект лаборатории и студии — это результат творчества команды, где все друг друга понимают с полуслова.

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:

— Самые большие проекты начинаются со стремлений молодых инноваторов. Гордимся, что здесь будут рождены и получат стимул для развития проекты, которые определят будущее нашей страны. Наши планы весьма обширны. Новгородский университет будет развиваться опережающими темпами и в части своих базовых компетенций, радио- и микроэлектроники, работы с историческими объектами. Мы будем делать всё для того, чтобы этот мозговой штурм продолжался и был продуктивным.

Теги: НовГУ, ученые, технологии, город-университет