Иван Маслов учил находить правильные решения не только у школьной доски
В науке древней и прекрасной,
Где числа стройно стоят в ряд,
Пределы, матрицы, пространства,
С прямыми сферы говорят.
Это строки из стихотворения Ивана Маслова «Слово о себе и математике». Иван Васильевич был Учителем. Именно так — с большой буквы. Тут нет ни намёка на напыщенность и фразу. Ведь так считают его ученики — их поколения и поколения.
Собственно, и наш рассказ о нём — по просьбе выпускников новгородской 2-й гимназии, обратившихся в редакцию «НВ» в связи с большой датой: 24 июня Ивану Васильевичу исполнилось бы 100 лет.
Иван Маслов — Заслуженный учитель РСФСР. Высокое звание было присвоено ему в 1977 году. В том году дочь Галина окончила десятый класс. Как раз на последнем звонке поздравляли отца. Выпуск 1-й средней школы (будущей 2-й гимназии) 1977 года вообще считает, что математические классы в Новгороде начались именно с него. Хотя официально первый такой класс появился чуть позже — в 1983-м. Тогда идея Маслова получила добро от руководства образования. Но он и раньше объединял ребят математикой и давал им знания, существенно превосходящие базовый школьный уровень.
Маслов отдал образованию 53 года! Из них 33 года – 1-й средней (2-й гимназии). Хотя прошло уже много лет, как он провёл свой последний урок, Иван Васильевич по-прежнему здесь — встречает и провожает учеников и учителей, глядя с фотографии на памятной доске. И по-прежнему гимназисты демонстрируют хорошие результаты по математике на олимпиадах и при поступлении в вузы. «Моя школа!» — мог бы сказать Учитель. Впрочем, не сказал бы: человеком он был скромным.
Вспоминают, что когда открыли памятную доску, а было это не так уж давно — лишь несколько лет назад, ученики, послушав выступления, пустились в расспросы об Иване Васильевиче. Захотелось узнать побольше о человеке, о котором говорят с восхищением и любовью.
Посвящённые
Вот и у меня была такая встреча с его учениками. Мы расположились в одном из классов и…
Алёна ВИТОВА, выпуск 1983 года, учитель математики 2-й гимназии:
— Дети за Иваном Васильевичем ходили гурьбой. Заканчивался урок — его брали в окружение. Вопросы, вопросы… У него были прекрасная память и удивительное пространственное мышление. Глянет разок на доску — и ему уже не надо оборачиваться, чтобы посмотреть, что там начертил ученик: «У тебя же точка N была на стороне A и B — и что же ты мне рассказываешь?» Он первым стал применять кодоскоп, позволявший проецировать примеры на доску. На решение — минута. И — следующий пример. Ничего, втягивались, нам нравилось.
Владимир МИЛЛЕР, выпуск 1977 года, преподаватель НовГУ:
— Да, он был как гроссмейстер, играющий вслепую. Помню, как я расстроился, когда нас разделили при переходе в девятый класс — кого в «а», кого в «б». Я попал в «а», а там классным руководителем был не Иван Васильевич. Правда, математику всё равно преподавал он. Честно говоря, при поступлении в вуз я на ней особо не акцентировался. Не сдать математику, учась у Маслова? Это невозможно!
Михаил КУБАЧКОВ, выпуск 1977 года, начальник производства на предприятии:
— У него такая была черта: не оставит тему, пока не убедится, что её понял последний ученик. А тех, кому математика давалась легко, он оставлял на факультативы. Вспоминаешь теперь: что же он такого говорил, чем влюблял нас в математику? Вроде ничего особенного. Но мы же и в самом деле были без ума от этой математики!
Вспоминали особенную дикцию Ивана Васильевича — такую, что не всякий разберёт. И только его ученики, этот орден посвящённых в науку, ловили слова на лету. А его незабываемая улыбка? Добрая, но будто бы с затаённой хитрецой. Хотя над ответами Иван Васильевич не подшучивал. Слишком ценил время. И уважал в ученике личность. Но как-то само собою получалось, что при виде Учителя ребятишки, переходя на чинный шаг, выпрямляли спинки. Вот по поводу осанки на переменке, взяв ученика за руку и пройдясь с ним по коридору, Иван Васильевич мог что-нибудь рассказать. А как он победил мальчишечью страсть стрелять крупой из трубочек? Просто рассказал им про войну…
Винтовка и учебник
Ему шёл семнадцатый год, когда родную Смоленщину оккупировали немцы. Юноша успел сдать курсовые экзамены в педучилище, куда отдал его отец, уступив уговорам школьных учителей, особенно отмечавших его способности к арифметике и алгебре. Маслов-старший — Василий Иванович — был простого крестьянского роду. Отпускать сына на сторону было для него и накладно, и боязно. Впрочем, что-что, а постоять за себя Иван мог. Бог не обидел ни ростом, ни силой.
Кстати, ученики Ивана Васильевича дружно вспоминают и его большую гирю под учительским столом. Физика (сила) — тоже нужна математику. Цельный был человек, монолит.
После изгнания оккупантов Ивана Маслова призвали в Красную армию. 25-й Нижне-Днестровский пограничный полк. Кавказ, Западная Украина, Румыния. Победу встретил в Бухаресте, неся службу в охране советского посольства. Будучи в почётном карауле, присутствовал при вручении королю Румынии Михаю подарка Сталина — двух самолётов По-2.
Бывал, и не раз, рядовой Маслов в боевых столкновениях. Но больше всего в его воспоминаниях учеников удивляла такая маленькая подробность, как учебник математики, с которым он не расставался всю войну. Случалось, преподавал. Даже офицерам. Люди уже думали, как будут жить после войны.
Всегда вместе
В 1946 году, демобилизовавшись, на крыше вагона отправился в Ленинград — поступать на мехмат. Был ноябрь, набор студентов в университете уже завершился. Однако с ним побеседовали, сказали, что у него хорошие знания, и предложили обратиться во вновь созданный областной учительский институт. Мол, наши преподаватели будут и там.
На лекциях сперва обращал на себя внимание старым обмундированием и маленьким блокнотиком. А потом — пятёрками. Учился отменно. Окончил вуз с красным дипломом. Ему предлагали остаться на кафедре. Но история с филологией сказали математике: нет! Иван женился на выпускнице того же института, а она ни о чём, кроме Новгорода, и слышать не хотела. Их с Таисией Ивановной семейный союз продлится более шестидесяти лет. Они никогда не работали в разных школах, только вместе.
Говорят, каждый математик — в душе лирик. Писал же Иван Васильевич стихи, называя себя рифмособирателем. Многое из классической поэзии знал наизусть.
— Когда я учила главу из «Евгения Онегина» и она мне не так быстро запоминалась, как хотелось бы, папа сел рядом со мной и стал помогать, декламировал Пушкина, — вспоминает Галина МАСЛОВА. — Однажды я схлопотала тройку по физике. Стыдно, обидно, слёзы. И папа навстречу — большой, сильный. Подхватил на руки: «Доченька, только не плачь, у тебя ещё всё получится». Как хорошо было знать, что есть папа. Он всегда приходил на помощь. И нам с братом Борей, и воронёнку, выпавшему из гнезда на дубе, и много кому ещё.
Галина Ивановна, рассказавшая нам про «погоду в доме», по образованию — инженер-метеоролог. Сейчас на пенсии, но работает. И где бы вы думали? В школе своих родителей.
* * *
Казалось бы, другая эпоха на дворе — много ли общего с тем временем, когда учительствовал Иван Васильевич? Но если верна формула «математика — царица наук», то это на все времена. В меняющемся мире выручает способность решать.
Алексей КАЛЕНКОВИЧ, выпускник 1983 года, трейдер:
— Окончив физмат МГУ, в науке я не задержался. Время было не самое подходящее — 1990-е годы. Ушёл на вольные хлеба, стал заниматься фондовым рынком. Затем самой сложной его частью — аукционами. Там как раз требуется хорошее математическое мышление.
Иван Васильевич неустанно вкладывал свои знания, самого себя в учеников, не предполагая получить что-то взамен. И не подсчитывая, сколько у него училось будущих кандидатов и докторов. Но такова природа добра — оно не ждёт благодарности.
Мы многое понимаем с годами. И вот это: а кем бы я стал в жизни, если бы не?.. Как здорово, если есть имя, которое можно и нужно здесь написать.
Ученики Маслова говорят: «Нам фантастически повезло», «Он такой один на миллион». Что он, наконец, просто волшебник — слова Валерии ПЛОТНИКОВОЙ, выпускницы 1983 года, руководителя направления в ЦБ. И не надо никаких других формул высокого профессионализма и таланта.